Как раскрыли убийство Ульяны Мальцевой
Следственный комитет поделился подробностями убийства 16-летней Ульяны Мальцевой, совершенного в Братском районе в 2012 году. Город до сих пор не может забыть страшное преступление перед новым годом
Новогоднее настроение, праздничные хлопоты, предвкушение отдыха и веселья царили в Братске. Город готовился отмечать наступление 2013 года. И тем внезапнее и страшнее оказалась весть об убийстве 21-летнего Виталия Тимченко и исчезновении 16-летней школьницы Ульяны Мальцевой. Тело парня нашли неподалеку от брошенного на лесной дороге автомобиля. Девушка пропала бесследно...
Таких масштабных и продолжительных поисков местная полиция, наверное, не проводила никогда. 8 месяцев пытки неизвестностью перенесли родные Ульяны, надежда на благополучный исход вспыхивала и гасла. За девушку переживал весь город. Но, увы, отыскать школьницу живой так и не удалось - в августе грибники обнаружили в лесу ее останки.
Кто убил Виталия и Ульяну? Как это произошло? Теперь, когда преступник осужден и отбывает наказание, и.о. начальника Следственного отдела по Братскому району СУ СК РФ по Иркутской области капитан юстиции Константин Колпаченко согласился подробно рассказать о том, как было раскрыто это громкое преступление.
- Я на тот момент работал в Следственном комитете уже около 5 лет. Был следователем-криминалистом по работе с неочевидными преступлениями. То есть, преступлениями, где подозреваемого сразу же не выявить. 30 декабря из отдела полиции нам поступило сообщение о том, что в 17 км от поселка Мамырь, на дороге в Нижнеилимский район, обнаружен труп мужчины с признаками насильственной смерти. Там же, практически поперек дороги, стоял автомобиль ВАЗ-2109, около которого нашли следы крови. Под ним лежали еловые ветки, которыми заметали следы, ведущие в лес. Неподалеку от дороги, под бревнами, не слишком тщательно был спрятан труп Виталия Тимченко.
В Мамыре в те дни были сильные морозы, столбик термометра опускался до -47 градусов. Накануне все лесозаготовительные бригады вывезли на время праздников, дорога была накатанная, поэтому «девятка» легко прошла по зимнику. На делянах в Новый год оставались только сторожа.
По «горячим следам» на снегу
- Первый этап расследования – работа оперативников «по горячим следам». То есть все делается быстро, без выяснения деталей, «по верхам».Было понятно, что искать преступника следует среди владельцев оружия. Первым делом мы объехали близлежащие деляны и опросили сторожей, отработали охотников и лесников с применением полиграфа («детектора лжи» - прим. редакции). Но никто из них ничего подозрительного не видел.
Предположить, что кто-то ушел пешком в поселок при 47-градусном морозе за 17 километров, мы не могли. Решили, что место преступления злоумышленники покинули на автомобиле. Прошел небольшой снежок, следы припорошило, и определить, сколько машин там побывало, оказалось затруднительным.
Несколько позже экспертами был зафиксирован след обуви, уводящий от дороги в лес, на тропу, проложенную снегоходами охотников. Но кому он принадлежал? К тому времени там побывало немало людей. Идти в зимний лес наобум опасно, ведь неизвестно, куда тропа может вывести. Версии был крайне размытые.
Автомобиль Виталия Тимченко, найденный на лесной дороге
Добровольные помощники полиции
Стало известно, что Тимченко зарабатывал частным извозом. Накануне Нового года он взялся увезти в Мамырь лесозаготовительную бригаду, чтобы подзаработать. И его подруга Ульяна Мальцева поехала с ним. После этого молодых людей не видели живыми. Они перестали выходить на связь около полуночи 29 декабря. Родные начали переживать и сообщили в полицию.
- Первыми, на кого пало подозрение, были те, кого они везли. Мы установили, что одного пассажира Тимченко высадил в Кежме, а двоих – в Мамыре. Однако доказательств их причастности обнаружено не было.
Мы начали проводить тотальный подворовой обход. Население Мамыря – около 300 человек, и каждого мы расспросили, кто и что заметил, кто и куда ходил. Нашелся молодой человек, который рассказал, что видел, как белая «девятка» приезжала в поселок и уезжала. И он видел, как она остановилась на выезде из Мамыря, двигаясь в сторону Братска. Однако в тот момент никаких выводов из его показаний сделано не было.
К поискам Ульяны подключились волонтеры. С одной стороны, помощь была очень кстати – оперативно осмотреть лес на большой площади силами сотрудников полиции не удалось бы. Но впоследствии выяснилось, что следы пропавшей остались незамеченными из-за большого скопления людей. Волонтеры просто не знали, на что им следует обращать внимание. А преступник позже рассказал, что девушка бежала от дороги по сугробам, неоднократно падала – то есть следы на снегу были довольно характерные.
К тому же, пользуясь повышенным вниманием к преступлению, в поиски Ульяны вмешались люди, пребывающие не в ладах с законом. Под видом волонтеров они врывались в дома поселка, терроризировали население, а одному из жителей Мамыря даже сожгли дом. Видимо, пытались «восстановить справедливость» как они ее понимали.
От фантазии до лжесвидетельства – один шаг
- Мы предположили, что имело место похищение – девушка молодая, симпатичная, мог быть какой-то сексуальный подтекст. Поэтому проверили все возможные притоны, где ее могли бы держать в рабстве, опрашивали женщин рискованного поведения – то есть, мы искали ее живой.
Повышенное внимание к преступлению всегда порождает неразбериху. Искренне желая помочь, люди порой выдают кажущееся или желаемое за действительное, постепенно убеждая себя и окружающих в том, что у них есть ценная для следствия информация. Так произошло и на этот раз. Друзья Тимченко заявили, что видели его автомобиль в Гидростроителе, якобы он вернулся в город из Мамыря и только потом был найден мертвым. Появилась версия, что парня убили в Правобережном округе, труп вывезли в лес, а девушку похитили.
Мы получили запись камер видеонаблюдения на заправке и узнали, сколько Тимченко залил бензина перед выездом в Мамырь (позже его автомобиль на пленке отсутствовал). Затем слили из бензобака остаток топлива, чтобы подсчитать, какое расстояние прошла машина прежде, чем была брошена и понять, могла ли она вернуться в Братск. А поскольку бак 99-ой на это не рассчитан, пришлось пробивать в нем отверстие снизу.
Мы нашли свидетеля, жителя Мамыря, который заявил, что видел 99-ю в 5-6 километрах от поселка, на узкой дороге, ведущей в сторону Братска. Разъехаться там нельзя, но ВАЗ остановился на обочине, а мужчина проехал мимо и увидел, как молодой человек со стороны багажника обошел машину и сел за руль. Но автомобиль был найден в другой стороне! То есть эта информация как будто бы подтверждала версию о том, что Тимченко убили в Гидростроителе и вывезли в лес.
Затем появилась информация, что Ульяна кому-то сообщила по телефону, что она находится в неволе где-то в Иркутске на улице Байкальской. Позже какая-то ясновидящая якобы видела ее в каком-то доме на берегу озера – в целом описанная картина напоминала окрестности Мамыря. Мы обязаны проверять любую поступившую информацию, несмотря на то, что ложный след отнимает драгоценное время. Но ни одна история не подтвердилась.
Расследование приостановили, а оперативную работу - нет
- Мы разрабатывали версии, что Тимченко убили из личной неприязни – какие-то проблемы, долги, враги. Затем рассматривалось предположение, что это были «залетные» бандиты. В то время на севере области орудовала банда, которая совершала нападения на дальнобойщиков. И водители были убиты из огнестрельного оружия довольно характерным способом – выстрелами в грудь и в голову сзади. На теле Тимченко мы обнаружили аналогичные ранения. Однако задержанные члены группировки изо всех сил отрицали свою причастность к этой истории.
Эксперты нашли следы в автомобиле, но в установлении личности преступника они не могли помочь. После того, как версии были исчерпаны, никаких зацепок не было, и все возможное на тот момент было сделано, в июне 2013 года расследование уголовного дела приостановили. Но оперативная работа продолжалась.
В августе 2013 года грибник нашел в лесу человеческий череп и сообщил об этом в полицию. Мы выехали в Мамырь. По пути от дороги к месту находки, примерно в 50 метрах, я увидел останки – уже не мумифицированные даже, а скелетированные, то есть для опознания непригодные. Судя по всему, животные подрастащили кости, поэтому череп и лежал отдельно. Мы имели описание одежды, в которой пропала Ульяна Мальцева, и мне сразу стало понятно, что это она. В области груди на куртке были характерные пулевые отверстия, а по проекции выстрела внутри останков обнаружили картечь. То есть, сомнений в том, что ее застрелили, не было. Конечно, мать Ульяны не хотела верить, что это останки ее дочери. Но в распоряжении экспертов был генный материал Ульяны Мальцевой, изъятый еще в начале расследования, и экспертиза показала, что это она. В ноябре девочку похоронили. А расследование было вновь приостановлено.
«Выбросите ваш полиграф!»
- Трупы Виталия Тимченко и Ульяны Мальцевой лежали в 20 км друг от друга. В багажнике автомобиля нашли следы крови – в нем везли труп молодого человека. Но где именно его убили – мы не знали.
Дело снова приостановили. Однако в 2014 году появились новые оперативные данные. Заработал похищенный из машины Тимченко сотовый телефон. Мы задержали группу людей, которые ездят по городам и деревням и предлагают людям на рынках «недорого» купить электронику. В ходе оперативной беседы мы рассказали «новому владельцу» мобильного, что телефон связан с убийством, и он сразу вспомнил, что выменял его у жителя Мамыря. Дальше уже было дело техники.
Оказалось, что 23-летний безработный Александр Седых, уже попадал в оперативную разработку как сын охотника. И он в начале расследования прошел проверку на полиграфе! У него мы нашли и изъяли пропавшее имущество и обрез охотничьего ружья, из которого были убиты Тимченко и Мальцева. Первое, что Седых сказал нам: «Выбросите ваш полиграф!». После той проверки он полностью уверился в своей безнаказанности.
Тут необходимо пояснить, что проблема была не в приборе – он фиксирует все вегетативные реакции нервной системы. Просто полиграфолог работал в условиях недостатка информации и не смог задать вопрос, который мог бы вызвать у него реакцию, и который следовало бы задать.
Выяснилось, что отец Седых - охотник. И он прекрасно знает и тропы, и местность, и направление, в котором вела снегоходная тропа. По ней можно было срезать путь к поселку больше чем вполовину.
История в «лучших» детективных традициях
- Когда мы стали сопоставлять все версии, выяснилось, что это было, фактически, безмотивное убийство. Седых серьезно поссорился с отцом и решил выметить злость на первых встречных, убив их. Вышел на перекресток на выезде из поселка, проголосовал, и Тимченко подобрал его. Как раз этот момент, по-видимому, и описывал первый свидетель.
Сначала Седых говорил, что совершил убийство из-за неразделенной любви, что познакомился с девочкой через Интернет, что они общались, и Тимченко он убил в ходе ссоры, из ревности. Но после проверки показаний его уличили во лжи, и он рассказал, что все выдумал, что обоих убитых знать не знал и впервые видел. Вышел из поселка, остановил машину, сел в нее, а потом попросил притормозить в лесу, как раз в том месте, где их видел второй свидетель. И выстрелил в Тимченко, стоя около багажника.
Девочка услышала, выскочила из машины и стала убегать. Он нагнал ее и застрелил, бросив тело в лесу. После этого, чтобы не оставлять труп Тимченко на дороге, погрузил его в багажник, увез на лесовозную дорогу и спрятал. То есть, автомобиль он загнал туда в расчете, что обнаружат его нескоро. Затем бросил машину и ушел в поселок.
Преступника подвела жадность. Если бы он не взял вещи с места происшествия, если бы не попытался их сбыть, вполне вероятно, что убийца ходил бы сейчас на свободе. Возможно, совершил бы еще одно убийство, почувствовав безнаказанность, как это нередко происходит с маньяками. Неизвестно, правда, были ли у него маниакальные наклонности, но сам по себе факт, что он вдруг двоих посторонних людей убил, заставляет насторожиться. Причем это была не случайность, он целенаправленно взял обрез и пошел убивать!
Психиатрическая экспертиза показала, что Александр Седых вменяем. Его признали виновным в двойном убийстве и приговорили к 19 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Уголовное дело насчитывало порядка 13 томов (в томе – 250 листов), от момента убийства до задержания преступника прошло больше полутора лет.
Елена Степанова