«Ни одну палату закрывать на ремонт не пришлось»
Новый главврач Братской детской больницы рассказала о её реальном состоянии
Новый главврач детской больницы Братска, назначенная после скандального увольнения с этого поста Михаила Ермаченко, дала интервью «Русской планете». За две недели работы в учреждении она нашла в нем недостатки, но называет не те, о которых говорили комиссия Минздрава и жаловались в ОНФ неизвестные братчане.
Оптимизировать больницу
Напомним, в середине февраля Минздрав Приангарья получил от регионального отделения «Общероссийского народного фронта» письмо, в котором были перечислены жалобы родителей маленьких пациентов Братска к единственной детской больнице города. Рассмотрев обращение, министерство начало многоплановую проверку в больнице, растянувшуюся на полмесяца, а главврача учреждения уволило еще раньше — за 5 дней до старта проверки, 19 февраля.
– Суть жалоб обратившихся граждан состоит в том, что 35 лет в больнице не производился капремонт, а главврач бездействовал при решении этой проблемы (уволенный Михаил Ермаченко руководил больницей почти 3,5 года. — Примеч. РП). Также родители несовершеннолетних пациентов больницы жаловались на ненадлежащее техоснащение палат и нехватку медиков. Согласно письменным заявлениям обратившихся братчан, им отказывали в оказании медицинской помощи из-за отсутствия лекарств и расходных материалов. Люди жаловались на то, что вынуждены несколько дней ждать в бесплатных очередях к врачам. При этом платно к специалисту можно было, по их словам, попасть в тот же день, — перечисляет в беседе с РП представитель иркутского отделения ОНФ Элеонора Кез.
Проверка больницы закончилась 10 марта, но ее итоги нам не смогли озвучить ни в Минздраве, ни в ОНФ. «Фронтовики» признаются, что подтверждений перечисленным жалобам у них нет.
Тем не менее, сопредседатель иркутского штаба ОНФ после посещения больницы отозвалась о ее состоянии очень негативно. «То состояние детской городской больницы, которое я увидела в Братске, является совершенно неприемлемым по современным стандартам оказания медицинской помощи. Тем более, речь идет о детях, которые долгое время не могли получить качественные и доступные услуги, — объявила Наталья Протопопова. — На форуме ОНФ по здравоохранению, который прошел в сентябре с участием президента России, лидера движения Владимира Путина были четко сформулированы задачи по повышению эффективности системы здравоохранения, детально рассмотрены все критерии, которым сегодня должны соответствовать медицинские организации. К сожалению, в Братской детской городской больнице накопились системные проблемы, которые никак не решались».
Но вот что говорит «Русской планете» об учреждении назначенный 14 марта главврач Галина Андреева:
– Могу прокомментировать, в каком состоянии больница перешла под мое управление. Ни одну палату закрывать на срочный ремонт нам не пришлось: все они находились и находятся в приемлемом состоянии. Да, сейчас идет косметический ремонт в ряде помещений больницы, но его нельзя назвать срочным или незапланированным. Он был намечен еще предыдущим руководителем. Из важных ошибок, которые нам пришлось в срочном порядке исправлять, отмечу неправильное начисление зарплат некоторым сотрудникам. Я не могу сказать, что им всем недоплачивали или переплачивали: все очень индивидуально, так как местами не был применен в расчетах коэффициент, учитывающий показатели эффективности у медперсонала. А он, понятное дело, у каждого разный. Этот нюанс мы уже учли. Что касается очередей — да, они были и по-прежнему есть. Специалистов не хватает. Из наиболее дефицитных — у нас всего два стоматолога и один офтальмолог. На больницу с таким числом пациентов это очень мало (население Братска, согласно последней переписи населения, составляет 240 тыс. человек. — Примеч. РП). Нужно еще по одному специалисту хотя бы.
Вопрос о соотношении платных и бесплатных услуг в больнице Андреева не комментирует — упоминает только, что и те, и другие оказываются. А вот удастся ли больнице принять на работу еще одного стоматолога или офтальмолога до конца 2016 года с учетом уже утвержденного бюджета, рассуждает охотно. По ее словам, бюджет больницы «есть куда оптимизировать».
– Думаю, у нас появится возможность изыскать средства на необходимых специалистов. Тем более, штатные вакансии в больнице есть, — делится Андреева. — Но этих средств пока немного, ведь работать приходится с уже имеющимся бюджетом. Только на следующий год мы сможем его откорректировать, поскольку он напрямую зависит и от числа обратившихся в рамках ОМС пациентов, и от того, насколько учреждению удастся избежать штрафных санкций. Пока работаем с тем, что есть.
Что касается капитального ремонта больницы, над проектно-сметной документацией к нему учреждение уже работает.
Хороший врач и плохой управленец?
Некоторые жители Братска активно защищают уволенного Михаила Ермаченко и не теряют надежды на его возвращение на пост главврача детской городской больницы. Активисты создали инициативную группу поддержки и собрали уже почти тысячу подписей под обращением к областным властям с просьбой провести тщательное расследование увольнения. При этом не менее сотни подписей поставили сотрудники детской больницы Братска.
– Бывшие коллеги Михаила Ермаченко отдельно подготовили и направили губернатору Приангарья собственное письмо, но они также поставили свои подписи и под нашим обращением. Его мы уже отнесли и зарегистрировали в приемной губернатора Левченко. Если нужно, мы и публичные слушания организуем, — признался РП глава штаба активистов Юрий Котенко. — В нашем обращении мы написали, что Михаил Ермаченко почти 30 лет отработал в медицине, пройдя путь от анестезиолога в реанимации до завотделением реанимации и главврача. Он проявил себя как эффективный руководитель, хотя проработал на этом посту меньше четырех лет. Он находил спонсоров на ремонт здания, закупку медоборудования. В свое время, когда из местных бюджетов уже не удавалось изыскать средства на оборудование, он через обращение на сайт президента России все-таки добился покупки компьютерного томографа для детской больницы. Так что называть его просто хорошим врачом, но плохим управленцем, несправедливо.
– Особенно оскорбительной мне видится одна из жалоб, — заявил РП бывший коллега Ермаченко Сергей Ильин. — В прошлом декабре на местном сайте опубликовали заметку о якобы насилии над несовершеннолетними в нашей детской больнице. Эта мерзость вышла под заголовком «В детской больнице Братска произошло изнасилование несовершеннолетних». На основании именно этой заметки главврачу и объявили выговор, приведший к увольнению, хотя в Следкоме эту новость проверили и в итоге опровергли.
Действительно, пресс-служба областного СУ СКР даже сообщила отдельно: летом 2015 года в правоохранительные органы Братска поступало заявление о насильственных действиях сексуального характера в отношении малолетних детей в детской городской больнице, но на самом деле о таковом были только разговоры. «Следственные органы СУ СК по Иркутской области провели доследственную проверку, установив, что 11-летний пациент больницы предлагал двум ровесникам (девочка и мальчик) совершить с ним действия сексуального характера. Установлено, что никакого физического насилия в отношении детей не было».
В самом Минздраве указывают на другие причины увольнения Ермаченко: плохую организацию работы в рамках программы госгарантий (долгое ожидание медпомощи, завышение стоимости медуслуг, необоснованную госпитализацию и так далее); нехватку врачей; жалобы пациентов, даже отмечаются случаи жестокого обращения с детьми; недостаточное использование высокотехнологичного оборудования.
Мария Чернова