Где выход находит главный врач
Как обстоят дела в детской медицине, и есть ли у Братска шансы на улучшение обстановки, рассказал Михаил Ермаченко - главный врач Детской городской больницы
О братской медицине уже ходят легенды – ситуация не просто сложная, но и ухудшается с каждым годом. А после того, как все медицинские учреждения отошли в ведение области, по словам братских же врачей, работать стало еще труднее. О том, как обстоят дела в детской медицине города, и есть ли у Братска шансы на улучшение обстановки, мы говорили с Михаилом Ермаченко - главным врачом ОГБУЗ «Детская городская больница» и главным детским анестезиологом-реаниматологом города Братска.
Михаил Ермаченко знаком многим родителям-братчанам, и они знают, насколько трепетно он относится к своим маленьким подопечным. А если к тому же ознакомиться со списком его врачебных достижений, то станет понятно, что он на самом деле в медицине – человек не случайный, а врач по призванию: победитель конкурса «Лучший врач города Братска 2002 года», победитель конкурса «Лучший врач анестезиолог-реаниматолог Иркутской области 2005 года», номинант конкурса «Лучший врач города Братска 2008 года», лауреат премии губернатора Иркутской области «Лучший врач анестезиолог-реаниматолог Иркутской области 2010 года», «Лучший педиатр-специалист России 2011 года», победитель конкурса «Врач года Европы 2012 года» в номинации "Анестезиология-реаниматология", лауреат золотой медали В.Неговского «За заслуги в реаниматологии», лауреат серебряной медали А. Швейцера «Врач года Европы 2012 года». В 2013 году награжден медалью Ассоциации анестезиологов и реаниматологов Иркутской области «За заслуги в анестезиологии и реаниматологии». Награжден грамотами Министерства 3дравоохранения России, губернатора Иркутской области, Министерства 3дравоохранения Иркутской области, мэра города Братска, департамента здравоохранения города Братска, МБУЗ «ДГБ», ААРИО, грамотой и дипломами Европейского научного общества.
С 2006 года по 2009 год был ведущим телевизионной рубрики проекта БСТ «Будь здоров!». Участвовал в создании и работе общественного фонда «Гражданские инициативы», оказывал адресную помощь малоимущим семьям при проведении дорогостоящего лечения с выездом в другие регионы. Издал семь художественных книг, поставил спектакль по своему произведению «Про Федота-стрельца и про Жака-близнеца» в Братском Драматическом театре.
Кроме того, на данный момент Михаил Федорович является действующим депутатом городской Думы.
У него на все хватает времени – и на воспитание своих четверых детей, и на внимание каждому маленькому пациенту, и на научную работу, и на коллектив, в котором он работает. Со своими коллегами он и в труде, и на отдыхе – в этом году детская городская больница с выступлением по сценарию Михаила Федоровича стала победителем на традиционном городском турслете медиков. А весной прошло награждение медалями уже находящихся на заслуженном отдыхе, но отдавших много лет служению детям в стенах братских больниц работников и ветеранов медицины. Таковых – ни много ни мало – более пятидесяти, но каждого Михаил Федорович помнит и знает, каждому уделяет внимание.
А СИТУАЦИЯ В ДЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ НА СЕГОДНЯ ТАКОВА…
Конечно же, главной темой разговора во время нашей встречи была детская медицина Братска.
- Михаил Федорович, так ли все плохо в детской медицине на сегодня, или все-таки есть какие-то перспективы улучшения ситуации?
- Ситуация, конечно же, сложная – не хватает оборудования, специалистов, финансирования. Но не все так безнадежно. Главной проблемой все-таки является нехватка специалистов – как узкой направленности, так и диагностов, и специалистов для работы на новом, современном оборудовании. Часто бывает так, что наши же братчане, закончив мединститут, не возвращаются в Братск работать, а остаются в областном центре. И разговоры о том, чтобы вернуть систему распределения выпускников, становятся все серьезнее. Если молодой специалист будет закреплен за определенной больницей на те же 6 лет, есть шансы, что он останется здесь – создаст за это время семью, обустроит быт, сработается с коллективом, найдет друзей и привыкнет к новому месту жительства. А пока же каждый после интернатуры ищет место получше.
- А условия для привлечения молодых специалистов в Братске есть?
- Конечно. В последние годы вместе с администрацией города в этом направлении много сделано: молодые специалисты, приезжающие в город, могут рассчитывать на жилье. Даже если ему сразу не дадут служебную квартиру, оплата съемного жилья ему обеспечена. Кроме того, у нас предусмотрены подъемные, и сумма там не маленькая. Есть перспективы для профессионального роста. Другой вопрос, что работать в таких условиях трудно – многого не хватает в плане оснащенности оборудованием. Приведу в пример даже ситуацию, когда был объявлен конкурс на место главного врача. Претенденты были, и даже из области, но когда они узнали, в каких условиях им придется работать и какие проблемы решать – их пыл поубавился. Потому что на таком месте не могут работать временщики – в этом случае ничего не изменится, и проблемы не сдвинутся с места. В таких условиях нужно очень много трудиться, и брать на себя функции, которые, казалось бы, не входят в обязанности главного врача.
- У нас недавно открылся диагностический центр – неужели он не спасает?
- В детском направлении – нет. Сложность даже в том, чтобы провести в Братске МРТ для маленьких пациентов – далеко не каждый ребенок сможет спокойно пролежать до 40 минут, пока делается обследование, но и делать каждому анестезию на это время – не получается. Да и диагностика взрослых и детских обследований – различается.
- А имеющиеся в городе томографы помогают как-то?
- Помогают, но есть и трудности. Есть ситуации, когда мы везем детей из реанимации на срочное дообследование или уточнение в другие больницы города, что называется, на свой страх и риск, просто потому, что на месте ничего обследовать не можем. А вы представляете, каково это – везти ребенка из реанимации в другую больницу и обратно? Но нам приходится это делать…
- Раньше в решении вопросов финансирования часто помогала городская администрация – несмотря на скудность бюджета, все же находились и выделялись деньги на покупку оборудования или хотя бы частичный ремонт зданий. Сейчас это – вопросы областного министерства здравоохранения. Есть ли надежда, что областные чиновники наконец обратят на нас свой взор – ведь и в Братске живут дети?
- Если мы будем постоянно говорить о своих проблемах, постоянно напоминать о своих нуждах – то пусть не сразу, пусть постепенно, но наши проблемы начнут решаться. Если мы будем молчать – то нет. А ведь нужно помнить о том, что у нас не только более 30 тысяч городских детей получают медицинское обслуживание, но и еще более 10 тысяч – из Братского района и северных территорий области. И все они нуждаются в качественном лечении и обследовании. А финансирование очень маленькое. При этом отношение к городам в области – разное. Вот у меня четверо детей, но никому из них я не даю больше или меньше – они для меня все равны и одинаково дороги. А в медицине почему-то пока не так. И я все время пытаюсь бороться с этим, постоянно говоря в области о том, что братские дети ничем не отличаются от тех же иркутских. Дети – везде дети, и чужих среди них нет, и получать все нужное они должны в равной степени.
ВЫХОД ВСЕГДА ЕСТЬ!
- Я знаю, что Вы приняли решение стать депутатом как раз для того, чтобы решать все эти вопросы. Но если вопросы отнесены к компетенции области, как может помочь депутатство в городской Думе?
- Работа депутатом в первую очередь позволяет мне находить людей, которые переживают за то, что происходит в нашей медицине. В основном, это братчане, которые живут и работают здесь, у которых здесь растут дети или внуки, и которые понимают, что ситуацию надо менять здесь и уже сейчас. Именно благодаря этим людям и их финансовой помощи мы можем решать наши главные вопросы - вопросы хотя бы частичных ремонтов в зданиях и приобретения необходимого оборудования.
- Говоря о ремонтах зданий – здание детской городской больницы находится в плачевном состоянии. Если ли планы на ремонт?
- Каких-то грандиозных – нет, потому что неоткуда ждать финансирования. Мы готовим проектно-сметную документацию, но даже на подготовку этих документов нам нужно более 3 млн. рублей, помимо суммы на ремонт. Поэтому основная надежда – все на тех же спонсоров. Именно благодаря спонсорам нам удалось сделать ремонт в приемном отделении центральной городской детской больницы. Но у нас критическое состояние и в соматическом отделении, и в отделении хирургии. А ремонт нужен всему зданию – оно служит уже 40 лет. И другие здания нуждаются в ремонте.
- В последние годы все чаще звучит «пожелание» от чиновников разного уровня, что такие вопросы медицинские учреждения могут решать за счет коммерческой составляющей своей работы. Понятно, что это совершенно не нравится пациентам. А каково Ваше отношение к этому?
- Этого не должно быть. Это в корне неправильный подход к решению проблем. Конечно, от коммерческой основы работы в наше время никуда не уйдешь – мы просто поставлены в такие условия работы. Но нужно же понимать и размеры этой основы. Например, у нас всего пять процентов финансирования получается за счет коммерческой составляющей. И больше заработать у нас и не получится. Хотя, как вариант заработать хоть какие-то дополнительные деньги, у нас есть пустующее здание, а мы его даже в аренду сдать не можем, но за которое нужно платить все коммунальные платежи и прочее. И уже не первый год решаем этот вопрос: либо добиться решения снять уже с нашего баланса это здание, либо позволить нам зарабатывать на нем, сдавая в аренду. А что касается врачей – если врач работает на три ставки, может ли он еще и четвертую на платной основе отработать? Нет – он же то же человек.
- Как нашим врачам удается справляться с такими нагрузками?
- Работать-то все равно нужно. При этом наши врачи не только работают – они постоянно повышают свой профессиональный уровень, проходят обучение, занимаются научной работой и публикуются в научных изданиях, отмечаются на самых разных уровнях за свои достижения в работе. В наше время вообще появилась тенденция к тому, что раз не хватает узких специалистов, любой участковый врач-терапевт должен становится многопрофильным, знающим тонкости узких направлений. И наши врачи с этой задачей справляются – они всегда готовы оказать высококачественную помощь даже в сложных ситуациях и случаях. Правда, и здесь существует определенная проблема – как только врач достигает определенного уровня и становится высококлассным специалистом, его обязательно пытаются переманить в область или в более престижные и оснащенные клиники. И сохранить этих специалистов в городе можно, только создавая комфортные условия для работы и проживания.
- А как Вам лично, Михаил Федорович, удается все успевать и совмещать: работу врачом, руководителем, отцовство, депутатство, поиск спонсоров и творчество?
- Нужно просто научиться правильно распределять свое время. Если во время дежурства у меня выпадают свободные минуты – я всегда занимаюсь научной работой: пишу статьи, помогаю их писать своих коллегам, изучаю новое в медицине. А творчество – это моя отдушина. На творчество почти не остается времени, но каждую свободную минуту на досуге и на отдыхе я отдаю ему. Например, рассказы о детстве я писал, когда мы всей семьей отдыхали – пока мои ходили на море, я и писал. Но у каждого человека помимо работы должна быть такая отдушина, иначе трудно будет выдержать такой ритм. Это своеобразный баланс, а баланс должен быть во всем.
И все-таки в завершение встречи я хотела услышать от Михаила Федоровича ответ на главный для братских родителей вопрос – есть ли перспективы у нашей детской медицины? И он ответил, как и подобает истинному реаниматологу:
- Конечно! Мы для этого и работаем. И пусть не так быстро, как нам хотелось бы, но проблемы решаются, находятся пути выхода из сложных ситуаций, и молодые специалисты все-таки приезжают к нам, пусть пока и не столько, сколько нам хотелось бы. Но главное – что начало уже положено, и есть постоянная работа в этих направлениях, а значит, и результат будет.