Быстрорастворимое христианство
Братск давно облюбовали приверженцы самых разных религиозных течений
О сектах, их опасности и противоречиях, о новых толкованиях христианства, о поклонении Макаронному монстру и других причудливых гранях веры мы поговорили со священником Братской Епархии Русской Православной Церкви Антонием Васильевым.
- Отец Антоний, почему вас так тревожит разнонаправленность религиозных течений? В чем вы видите опасность?
- Потому что в Братске набирают силу самые различные новые религиозные движения, которые вызывают опасения. У этого понятия – новые религиозные движения - есть вполне определенный синоним – секта. Само слово «секта» не несет в правовом поле негативного смысла. Однако есть понятие «тоталитарная секта». К сожалению, и то и другое широко представлено в нашем городе.
- Как православие трактует понятие «секта»?
- Вся история христианства – это борьба с различными ересями. Изначально в христианстве были и остаются разделения в вопросе веры, догматики, принципов, традиций. Всегда в обществе появлялись объединения, которые именовали себя церковью, при этом с исторической церковью у них нет ничего общего. Слова «секта» и «секатор» – однокоренные, секта – это то, что отсеклось, отделилось от некоего общего и единого. Так, в Средневековье появились протестанты, отделившись от католичества, и сегодня мы имеем около 25 тысяч различных протестантских движений. Широко они представлены и у нас в Братске.
- Но протестантство – это ведь не в наших традициях… Однако в Братске кого только нет сегодня – и баптисты, и адвентисты 7-го дня, и харизматы, и многие другие, которые относят себя к протестантам. Почему так произошло?
- После падения СССР многие религиозные западные секты увидели в России вкусный кусок, который был очищен от любого духовного знания. На этом, с одной стороны, можно заработать, а с другой - создать внутри страны сообщество людей, которые будут жить ценностями другого общества. В этом, на мой взгляд, есть и определенные политические задачи, которые успешно решаются такого рода сектами.
В нашем городе, как и во многих других, что за Уралом, нет сильных православных традиций. В коммунистическом Братске раньше православного прихода появилась баптистская община… Так исторически сложилось, что здесь не было православной веры, и эта пустота быстро заполнилась. Успех сект связан с элементарной неосведомленностью наших людей в вопросах веры. Если сейчас выйти на улицу и спросить, кто такой Иисус Христос, то вряд ли мы услышим от прохожих четкий и правильный ответ на этот вопрос.
- Некоторые представители христианства, кстати, Христа отрицают. Например, Свидетели Иеговы. Это довольно странно.
- С точки зрения религиоведения христианином может называть себя только тот человек, который почитает Христа как Сына Божия, вторую ипостась Святой Троицы. Все остальное не имеет отношения к христианству. Поэтому учение Свидетелей Иеговы вызывает массу вопросов. И не только по этому поводу. Они не отмечают государственные и личные праздники, долгое время запрещали переливать кровь, отчего умерло немало детей, не отпускают сыновей в армию и т.д. В этом есть противопоставление себя обществу, государству. Правильно ли это? Когда человек выходит из их организации, с ним перестают общаться и т.д. Известный религиовед Александр Дворкин относит Свидетелей Иеговы к тоталитарной секте со всеми ее характерными признаками, и это определение признано судом, который отклонил иск Свидетелей и еще ряда организаций к Дворкину, что подтверждает его правоту.
- Нередко экзотические религиозные движения строят свою «работу» над душами паствы на отрицании и даже унижении православия, называя вас идолопоклонниками, обвиняя в том, что именно православие повлияло на то, что в России много пьют.
- Да, я нередко слышу подобное от людей, которые состоят в этих организациях и приходят к нам в поисках некоторых ответов. Нас часто обвиняют в том, что у нас ничего не меняется, что мы – замшелый статичный институт. Да, возможно, ничего не меняется, потому что не меняется суть. Проследить историю нашей веры мы можем с апостольских времен и до наших дней. Вершиной нашей веры является святость. И по сей день в православии появляются новые святые. Матрона Московская – одна из самых почитаемых в России - скончалась в ХХ веке, Иоанн Кронштадский – в начале ХХ века, Паисий Святогорец – в 1994 году.
Есть множество подвижников, которые еще не канонизированы, но придет и их время. Православие – религия традиции, и за две тысячи лет в кладезе Церкви есть ответы на все вопросы духовной жизни человека. Нужно только прийти и задать вопрос. Невежественно рассуждать о такой древней и глубокой религии как об идолопоклонничестве или о чем-то подобном.
Чем могут гордиться новые западные учения? Свидетели Иеговы и адвентисты появились лишь в 19-м веке. А неохаризматические учения – и того позже. Многие новые течения – это своего рода тусовка, где приятно проводить время с людьми, но вера – это, прежде всего, единение человека с Богом, а не только человека с человеком. Стремление противопоставить себя православию – оно понятно, ведь это легче всего - огульно обвинять традиционную для нашей страны веру, не разбираясь в ее сути. Поэтому хотелось бы всех прежде всего призвать к ответственности и честности, когда говорится о православии.
- Идут ли сектанты на диалог?
- По роду деятельности мне часто приходится вести беседы с людьми из новых религиозных течений. Они сами приходят к нам. И это понятно: живя здесь, человек всегда будет задаваться вопросом: почему он не там, где были его предки, где находится большинство из его окружения. Помимо этого, многие учения основаны на откровенных заблуждениях, и у человека мыслящего рано или поздно возникают вопросы. Тогда он и приходит к нам.
- Некоторые объединения, даже по своим названиям, довольно комичны. Мне приходилось бывать на разрушениях родовых проклятий, на христианских рок-концертах, где люди падали на пол и бились в экстазе. Со стороны это выглядит странно и даже забавно, но люди в это верят!
- Вы говорите о харизматах. Харизматические течения, как вирус, сначала захватили США и Западную Европу в 70-80-х годах прошлого века, а теперь добрались и до нас. Их учения основаны на экспрессии, ярких эмоциональных проповедях, где доносится простая мысль: у нас есть Бог, он нас спасет, и больше мне ничего не нужно делать. Один религиовед назвал эту формулу быстрорастворимым христианством. Легкость, доступность, чудесные обещания – несведущему человеку это подходит, ведь не нужно проходить духовный путь, трудиться над своей душой.
- Тем не менее, некоторые религиозные организации в нашем городе довольно успешно занимаются реабилитацией наркозависимых, чем православная церковь похвастаться не может.
- Мы благодарны этим людям за то, что они делают. Вместе с тем нужно понимать, что при такой реабилитации происходит замещение одной зависимости на другую, одного сообщества-окружения на другое. И в этом есть определенная опасность. Как только человек выйдет из этого сообщества, он, скорее всего, получит рецидив. Можно ли считать такое положение вещей избавлением от зависимости, свободой? Безусловно, эта деятельность важна и необходима, поэтому Братская епархия строит свой реабилитационный центр. Реабилитация наркозависимых возможна только на основе веры, истинной и чистой.
- Один американский комик пошутил: «Бог – это парень, которому всегда нужны деньги, много денег». Говоря об опасности сект, мы часто говорим о том, что их цель – деньги паствы. Протестанты, например, любят начинать свои собрания с рассуждений о необходимости десятины. И люди ее сдают. Как православие смотрит на это?
- Знаете, уже доказано, что выгоднее всего быть православным (улыбается – авт.). Русская Православная Церковь, понимая, что 80% прихожан находится за чертой бедности, давно отказалась от десятин и всяческих добровольно-принудительных пожертвований, понимая, что это просто нелепо. Участие в самом главном – Таинствах Церкви (крещение, исповедь, причастие) – не должно увязываться с какой-либо оплатой.
- В России к сектам, к самому этому слову, отношение все-таки определенное, и оно больше негативное. На Западе все совсем по-другому. Там люди верят во все, что угодно, и это считается нормальным. Верят даже в Макаронного монстра и носят дуршлаги на головах. В России подобное показалось бы абсурдом.
- Я искренне рад, что появилась такая религия в США. Людям показали: вот он, бред. Вот к чему ведет свобода верить во все, что угодно, и трактовать Библию и другие источники на свое усмотрение. На Западе к религии относятся не серьезно, в этом и состоит основная проблема западного общества, в котором из-за этой несерьезности стали приветствоваться однополые браки, гомосексуальное и женское священство и т.д. Люди там понимают, что все «это» не может быть церковью. И как ответ – рост исламизации в Европе, потому что люди ищут настоящую религию, а мусульмане очень серьезно относятся к своей вере.
В России нет такого падения нравственности, как на Западе, этого не допускает как само общество, так и Русская Православная Церковь, которая дорожит своей историей, традициями и опирается прежде всего на них.
Фото Валерия ПАВЛОВА