Пророкам вопреки

Так начинается один из рассказов 16-летней братчанки Аиды Акуловой, автора книги «Внутренняя сторона зонта», презентация которой состоится в Братске 1 ноября. Мы решили ближе познакомиться с необычным автором.

- Аида, расскажи, что ты собой представляешь, на твой взгляд?

- Я – девятиклассница. Девочка нелегкомысленная, которой очень нравится учиться и открывать для себя что-то новое и интересное! Очень хочу стать писателем. Много читаю, поскольку считаю, что прежде чем стать хорошим писателем, надо быть хорошим читателем. Люблю слушать музыку, общаться с друзьями и, по возможности, гулять и ходить в гости.

- Откуда любовь к литературе? В наше время это довольно редкое явление в молодежной среде.

- Эту любовь мне привила мама. По профессии она – врач-педиатр и, как все врачи, очень любит читать.

- А в каком возрасте ты прочитала первую книгу? И какие писатели тебе особенно нравятся?

- Читать я начала в пять лет. Что же касается любимых писателей, то их у меня очень много. Обожаю читать Конан Дойля, Агату Кристи, Чарльза Диккенса, Антуана де Сент-Экзюпери, Александра Пушкина, люблю книги Жоржа Амаду, Аллена Маршала, Валентины Осеевой. И это далеко не все, кого бы я хотела назвать. Каждый писатель нравится за что-то свое. К примеру, в «Синей птице» Мориса Метерлинка или «Маленькой принцессе» Френсис Элизабет Бернет каждый, будь то взрослый человек, проживший большую жизнь, или малыш, только что научившийся читать, может найти что-то свое. Перечитывая эти книги спустя несколько лет, ты невольно сравниваешь чувства, какие испытал тогда и сегодня, они сливаются, и получается огромный океан эмоций. Сколько же в эти произведения вложено, чтобы так отозваться в душе человека!

- На кого из любимых писателей хотелось бы походить?

- Безусловно, те писатели, которые мне нравятся, являются для меня образцом мастерства, к которому надо стремиться. Но стиль я должна сформировать собственный.

- Когда ты написала свое первое стихотворение или первый рассказ? И что тебя подвигло к этому?

- Это произошло спонтанно, когда мне было пять лет. Вообще я хотела быть футболисткой, причем мечтала стать первой женщиной, играющей за мужскую сборную команду. Когда поняла, что мечта моя неисполнима, я не расстроилась. Потому что с каждой прочитанной книгой, читала ли ее мне мама или я сама, во мне возникало желание делиться с окружающими своими мыслями в письменной форме. То есть я хотела стать писателем, но не знала, с чего начать. Как-то мы пришли к знакомой – большой любительнице животных. Зимой, в сорокогрудусный мороз она подобрала кошку с отмороженным ухом и назвала ее Лушкой. Вот она и предложила мне начать с рассказа об этой кошке. Но вместо рассказа я написала стихи:
Лушка без ушка – славная кошка.
Спит на подушке, вытянув ножки.
Я подойду к ней, поглажу за ушком,
Спи на здоровье, славная Лушка.
Но вот разбудила я кошку опять,
Теперь вместе с Лушкой мы будем гулять.

- Тебе понравилось писать стихи?

- Да, я вошла во вкус. Но стихи для меня – это особый процесс. Если надо написать прозу – для школы, для сайта или для журнала какого-то, у меня сразу мысль начинает работать под задание, и уже через два-три часа я могу что-то приемлемое состряпать. Для написания же стихов необходимо вдохновение. И если оно пришло, и я села писать, иногда даже не понимаю, что пишу. Будто кто-то сверху водит моей рукой. Мне вообще всегда кажется, что нами кто-то думает, нами кто-то говорит. Не то, что бы я в это фанатично верила, но считаю, что есть какое-то информационное поле, откуда можно выловить мысли, как рыбу на рыбалке. Только надо уметь на это настроиться.

- О чем был твой первый рассказ?

- Первый рассказ я написала в шесть лет. Писала на компьютере. Тогда это были лишь обрывки мыслей, которые могла понять только мама. Главной героиней сюжета тоже была кошка, на этот раз Майя. Но она была не обычной кошкой, а трансформером, который по нечетным дням месяца превращался в собаку. Поэтому, гуляя во дворе, она дружила и с теми, и с другими. В каждой главе повествования был новый рассказ про Майю. Я, например, включила туда тот момент из своей жизни, когда от меня спрятали мяч в дальний угол после моего неудачного столкновения с фортепиано. Именно тогда у меня мозги встали на место, и я расхотела быть футболистом. В какой-то главе кошка пересказывала подружкам свой вариант «Золушки». Помнится, этот момент особенно рассмешил мою маму.

- Почему пишешь про кошек – это твое любимое животное?

- Нет, к кошкам я отношусь нейтрально, больше люблю собак. У меня дома есть собака, скотч-терьер по кличке Феликс. Забавнейшее существо! Сейчас возвращается из Иркутска победителем с выставки.

- Ты сказала про фортепиано. Училась в музыкальной школе?

- Да, но только для себя. У меня не возникало желания идти по музыкальной стезе. Это была папина идея фикс. Он хотел, чтобы я стала музыкантом. Мы же с мамой рассматривали учебу в музыкальной школе как возможность расширить кругозор, разработать мелкую моторику пальцев и приучиться к правильной осанке. Изменять своей мечте я не планировала.

- Возвращаясь к литературе, можешь ли ты написать рассказ, будучи в плохом настроении?

- Могу, но от этого будет зависеть настроение рассказа.

- У тебя, наверное, за десять лет накопилось материалов на несколько книг.

- Многое из написанного я потеряла, когда сгорел старый компьютер. Но ничего страшного. Я некоторые вещи помню, и они ложатся в основу совершенно новых историй. Например, у меня было две книги рассказов о Динее. Когда писала, думала, что лучше не смогу. Теперь же, когда открываю, понимаю, что это надо переписывать. Начинаю перерабатывать, и получается совершенно новое произведение.

- Какой жанр ты предпочитаешь?

- В детстве у меня лучше всего получались сказки, а сейчас они мне не даются. Надеюсь, что к ним еще вернусь, когда созрею. Идей много, но пока они в черновиках, которые никак не хотят стать чистовиками. Пробовала писать детективы. У меня был персонаж Улиткин, который быстро раскрывал все преступления, но уж очень он был похож на Шерлока Холмса. И я этот плагиат удалила.
В настоящее время больше пишу о реальной жизни.

- Сюжеты надуманные?

- В каждом из них есть реальная основа. Только когда я пишу, моя писательская фантазия бежит вперед меня, и в рассказах появляется много того, чего не было в жизни. Но я считаю, это нормально. В любом не документальном произведении должен присутствовать художественный вымысел. О книге Габриэля Гарсиа Маркеса «Жить, чтобы рассказывать о жизни» до сих пор спорят, где - правда, а где вымысел. Недаром эпиграфом к ней послужили слова: «Жизнь – не только то, что человек прожил, но и то, что он помнит, и то, что об этом рассказывает».

- Свою первую книгу ты назвала «Внутренняя сторона зонта». Откуда такое название? И как ты определилась с ее содержанием?

- Это метафора, которую каждый может воспринимать, как хочет. Я под зонтом подразумевала душу. Находясь внутри зонта, наедине со своими мыслями и чувствами, человек может спокойно, без помех проанализировать происходящее сегодня, понять какие-то прошлые ситуации.
В этой книге есть как стихи, так и проза, маленькая повесть и басня. Определиться с содержимым помогала издатель Анастасия Яровая. Она спросила, какой я хочу видеть свою книгу? Но поскольку это мой первый опыт, я растерялась. Передала ей много стихов и рассказов, но Анастасия сказала, что из книги нельзя делать винегрета, что произведения должны сочетаться по тематике, и сама отобрала, что посчитала нужным.

- Каким ты представляешь своего читателя – это взрослый человек или ребенок, оптимист или пессимист?
- В каждом взрослом сидит ребенок, в каждом оптимисте есть и пессимистические нотки, поэтому сложно сказать, для кого я пишу. Главное, чтобы я в этом тексте себя комфортно чувствовала, чтобы он мне нравился, тогда, думаю, мое творение понравится любому читателю. Хотя есть и такие люди, на которых я ориентируюсь. И прежде всего, это мама, мой главный читатель и критик.

- Когда и где вышла первая твоя публикация?

- В первый раз меня опубликовали в иркутском журнале «Педагогический имидж», мне было тогда 12 лет. Все произошло совершенно случайно. Преподаватель дистанционного обучения, которая оказалась редактором этого журнала, задала мне сочинение на любую тему с одним условием, чтобы там звучали слова из басен Ивана Крылова, которые впоследствии стали крылатыми выражениями. Зная, что сегодняшним детям трудно даются сочинения, она предупредила: «Аида, ты сильно не заморачивайся. Можешь написать 14-15 предложений и достаточно». У меня же получилось сочинение на 13 страницах. Почему-то всегда, когда мне ставят рамки, я в них не укладываюсь.
Сюжет был про настройщика скрипки. Когда я училась музыке, к нам иногда приходил настройщик пианино. Он и послужил прототипом моего героя. Правда, рассказ получился совершенно о другом человеке. Сочинение понравилось Людмиле Васильевне, и она опубликовала его в своем журнале.

- И теперь ты, наверное, иногда получаешь какие-то заказы?

- В принципе я и раньше писала для школьной газеты. После публикации в «Педагогическом имидже» ко мне обратился Благотворительный фонд «Единство» и предложил прислать мои работы на сайт этой организации, где я, кстати, состою. Бывает, получаю заказы из подростковых журналов. Например, редактор журнала «Волшебный» попросил рассказать о Братске и любимых местах в нашем городе. В подростковой газете дворца детского и юношеского творчества «Стриж» я веду собственную колонку «Милые и лохматые», где пишу о животных. Помнится, когда мне впервые позвонили, был день мартовского кота. И я написала про кошку моего дяди и бабушкиного кота, который был очень красивым, но и настолько же трусливым. Я нарекла его восьмым чудом света, потому что этого красавца мало кто видел.

- Над чем работаешь сейчас?

- Над «Дневниками скотч-терьера Феликса». У меня уже есть такая трилогия, но я хочу ее продолжить. Персонаж имеет схожие черты с моей собакой, но это уже совсем другое животное.

- О чем ты, Аида, мечтаешь?

- У меня по этому поводу есть целое сочинение. Наверное, бессмысленно говорить, что я хочу встать на ноги. Думаю, об этом мечтает каждый в моем положении. Хотелось бы быть независимой, не быть ни для кого обузой. Мечтаю изучить как можно больше иностранных языков, чтобы расширить круг общения и понимать культуру и историю других народов. Очень хочу в будущем из себя что-то представлять, то есть стать личностью. Для меня личность – это человек, который трудолюбием, упорством, талантом смог сам всего добиться, а добившись, не стал смотреть на окружающих свысока.


А здесь можно прочитать прозу и стихи Аиды Акуловой

Источник: Венера Лискина, сайт "Лесохимик"


comments powered by HyperComments