Эта недоступная «доступная среда»

Межрегиональный благотворительный фонд «Единство» провел массовую акцию с участием инвалидов-колясочников и мам с колясками, чтобы привлечь внимание общества к проблемам маломобильных групп населения.

Как рассказала волонтер фонда «Единство»

Галина Омелянчук, идея флэшмоба возникла после просмотра видеоролика одного из братских колясочников. Молодой человек демонстрировал возможности своей электроколяски, передвигаясь от ТЦ «Меркурий», рядом с которым проживает, до рынка «Аврора», от «Жилтреста» по улице Энгельса и до Крупской,1. Но простой зритель увидел не чудо-машину, а жуткие препятствия, которые приходится преодолевать маломобильным людям, выходя на рядовую прогулку.
На этот раз маршрут пролегал по улице Советской - от магазина «Орбита» до памятника Ленину. Обычный прохожий это расстояние преодолевает за пять минут, а участники акции добирались до площади полчаса. Им приходилось постоянно объезжать высокие бордюры в поисках пологого спуска или подъема. В некоторых местах пандусы встречались, но они были узкими, и не всякая коляска могла в них вписаться. Люди были вынуждены съезжать на проезжую часть улицы.
Меж тем недавно на улице Советской обновили дорожное покрытие. Конечно, при незапланированном ремонте сложно требовать, чтобы предусмотрели пандусы. И все же… Отыскав сотни тысяч рублей на новый асфальт, наверняка можно было найти еще несколько тысяч на скаты с бордюра в местах пешеходных переходов. Только для этого надо подумать о людях, которые передвигаются на колясках. Но, как выяснилось, о них мало кто беспокоится.

Полоса
препятствий

Казалось бы, сейчас при плановом ремонте дорог пандусы обустраивают. Но… они не отвечают требованиям. «Высокий угол наклона, недостаточная ширина – все это делает их практически непреодолимыми. Я уже не говорю об инвалидах. По такому пандусу пройти не сможет и женщина с коляской для двойни», - говорит Дмитрий Р.
Маломобильным горожанам очень сложно перемещаться по городу. На перекрестках - очень высокие бордюры, преодолевая их, коляска практически переворачивается. Но самая большая проблема – перебраться с площади Ленина на улицу Советскую и наоборот. Казалось бы, площадь должна быть общедоступной, а на нее не заехать. «В прошлом году на пешеходном переходе лежал деревянный настил, которым можно было воспользоваться, но весной он исчез. И теперь мы делаем большой крюк и перемещаемся с автопарковок - у здания администрации и между магазином «Елена» и Сбербанком. Меж тем это не безопасно, поскольку ехать приходится по встречной полосе довольно оживленной автодороги», - рассказывает Дмитрий.
«Когда делали улицу Советскую, я ходил вместе с Казаковым и показывал пальцами, где сделать пандусы. Где показал, там сделали, где не показал, там не сделали», - вступает в разговор колясочник с 20-летним стажем Николай Ц. Но за два десятилетия он устал бегать, как оглашенный, туда, где делают асфальт. Ведь каждый раз приходится добиваться встречи с начальством, ждать, когда кто-то придет из тех, кто уполномочен решать вопросы, объяснять, что и как следует выполнить. К тому же расходы на пандусы, как правило, в смету не заложены. Дорожники ссылаются на заказчика, тот - на отсутствие средств. В итоге безбарьерная среда на дорогах остается пока декларацией.

Хода
нет

Не лучше обстоят дела на социальных, культурных и бытовых объектах. В 2001 году Госстрой РФ определил требования, обеспечивающие беспрепятственный удобный доступ маломобильных групп населения к зданиям социальной инфраструктуры. Однако зачастую об этом забывают, когда строят новые кафе и магазины - практически нигде нет пандусов. Как говорят проектировщики, причиной тому отсутствие соответствующего пункта в задании на проектирование, что нередко обусловлено экономией средств. Ведь для организации доступности, например, торгового центра мало сделать пандус, необходимо обустроить специальный туалет и специализированные пути эвакуации на случай пожара. Поэтому маломобильным клиентам закрыт путь в кафе «Антураж», гостиницу «Тайга», в недавно отремонтированное кафе «Калипсо», в магазин «Глория Джинс» и в торговый центр «Меркурий». Как сказал Дмитрий, невозможно попасть колясочникам в кинотеатр «Чарли». Не получается зайти и в новый торговый центр «Орбита». В углу магазина сделали грузовой лифт и положили рядом швеллеры в качестве пандусов. Но по ним колясочникам войти нереально. «Самая главная проблема при возведении новых объектов заключается в том, что строители не учитывают нормы заезда с автопарковок. Это касается, к примеру, торгового центра «Москва», где есть широченный пандус, но нет заезда с парковочной площадки на тротуар, а чтобы перебраться на пандус, надо преодолеть ступеньку в 10 см высотой», - делится Дмитрий.
По мнению Светланы Панасенко, с момента выхода закона о доступной среде в Братске ничего практически не изменилось. Да, пандусы появились, но только для галочки, потому что коляска с больным ребенком по ним не пройдет. Ужасный пандус в ТД «Первый» – его положили на высокую ступень с углом наклона в 45%. Для кого его сделали - непонятно.
Не получается пойти за продуктами - у магазинов просто нет пандусов. Даже на автостанции, где недавно сделали ремонт, их нет, и пройти к ларькам открытого рынка не получается. Проходы узкие, с коляской пройти нереально. Невозможно подняться ни в детскую поликлинику, ни в аптеку «Конкор», что по улице Мира. Легче идти по ступенькам. Сложно попасть и в управление соцзащиты, хотя везде написано, что пандус есть, надо только обратиться на вахту. Но как на эту вахту попасть с коляской? «Наличие пандусов еще не означает, что о нас позаботились. Нет у нас доступной среды», - сокрушается Светлана.
В обществе инвалидов на улице Комсомольской сделали хороший удобный въезд для колясок, добиться такого же на улице Снежной, 37, где размещается фонд «Единство», не могут, хотя переписка с администрацией города длится уже три года. «Власти ссылаются на отсутствие технической возможности, хотя там достаточно убрать высокий бордюр или сделать к нему «заплатку». Тогда и мамы с детьми-колясочниками смогли бы к нам попасть», - сетует Галина Омелянчук. Правда, сейчас появилась надежда на фирму «РусьСтрой», руководитель которой обещал помочь благотворительной организации.
Некоторые предприниматели не отказывают, когда к ним обращаются по поводу обеспечения беспрепятственного въезда в их торговые точки. В частности, когда Дмитрий писал письма бывшему директору объединенных рынков Александру Демидову и просил сделать пандусы у ТЦ «Байкал», на пути к центральному рынку по улице Комсомольской и заезд со стороны Дома быта «Экспресс», все было очень быстро выполнено.
Заботятся об особенных клиентах и банки – у них прекрасные пандусы на входах. Открыты для маломобильных граждан и некоторые магазины, например, ТЦ «Импульс», «Росинка» по улице Мира, «Мир Детства» на Советской и «М-видео» на Крупской. Но этим, пожалуй, и ограничиваются доступные объекты.

Проблемы
начинаются
с подъезда

Илья Отрубенников считает, что главное – выбраться из дома, ибо безбарьерная среда начинается с подъезда. Его знакомый прикован к коляске уже 25 лет, и все это время сидит в квартире на 9-м этаже по улице Ленина, 42. Лифт ходит только до восьмого этажа, то есть два пролета колясочник должен спускаться сам, но сделать это без посторонней помощи он не может. «Куда он только ни писал. Наконец, ему предоставили раскладные пандусы на одну-две ступеньки, но… Это очень тяжелая конструкция, причем весьма ненадежная», - переживает Илья.
Поддерживает его и Светлана Панасенко. Она живет на втором этаже в доме №4б по улице Мира, где тоже нет пандусов. В управляющей компании ответили, что дом деревянный и для такого оборудования не приспособлен. Нельзя его установить и на крыльце, мол, другие будут падать. Правда, существуют складные пандусы, которые крепятся к стене. В управлении соцзащиты их выдают участникам индивидуальной программы реабилитации. Однако ввиду жутких неудобств, связанных с использованием такого приспособления, Светлана не стала его даже выписывать. Поэтому спускать коляску ей приходиться на задних колесах, что плохо как для коляски, так и для спины, которая уже дает о себе знать. «Дело не только в инвалидных колясках. А сколько мам с обычными детскими колясками! Они- в той же ситуации», - возмущается женщина.
И все же гораздо сложнее приходится инвалидам-колясочникам, которых в Братске около 700 человек. Подавляющее большинство годами не могут выехать из подъезда, и словно заключенные сидят в квартирах, отгороженные от внешнего мира десятком ступенек. Еще сложнее тем, кто живет на верхнем этаже пятиэтажки. Впрочем, даже если доберешься до первого этажа, спуститься с крыльца не получится. «Стационарный пандус не разрешают сделать пожарные, на откидную конструкцию в бюджете нет средств», - сетуют люди с ограниченными возможностями движения.
Раньше и я считала, что начинать надо с подъездов, все остальное потом. Но, по словам Дмитрия, это не совсем так. Да, нужно выходить на улицу. Но если там не организована доступная среда, ничего, кроме проблем, местами очень серьезных, не увидишь. Что же касается колясочников, живущих на верхних этажах, то им надо перебираться на первый.
Усугубляет проблемы особенных людей и отношение к ним наших горожан, и в большей степени это касается водителей. Дмитрий машин уже не боится, страшно только, когда автомобиль проезжает совсем рядом. Он говорит, что многие автомобилисты внимательны, уступают дорогу на перекрестках. Но есть и другие, спрятавшиеся за глухую тонировку. Те не притормаживают, и колясочник опасается не успеть заехать на узкий пандус. К тому же иногда на дорогах стоят колодцы, и нужно время, чтобы снивелировать направление, а в этот момент загорается зеленый свет светофора для автомобилей, и тут надо умудриться не попасть под колеса.
Солидарна с Дмитрием и Светлана. Она отмечает, что некоторые водители совсем не учитывают, что тяжело поднять коляску на себя. Иногда получается так, что женщина находится еще на проезжей части, а на светофоре загорелся зеленый свет для машин. Лихие автомобилисты тут же жмут по газам и вот-вот заденут необычного пешехода.

Что делать?

По закону в бюджетах всех уровней ежегодно должны быть предусмотрены средства на осуществление беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Более того, законодатели оговорили и административную ответственность должностных лиц за уклонение от исполнения этих требований.
И городские власти ведут определенную работу по созданию безбарьерной среды для инвалидов-колясочников. За последние три года приобретены один низкопольный троллейбус и шесть автобусов. В такой транспорт можно заехать на коляске и пристегнуть ее к поручню. Главное, чтобы водители не забывали подъезжать к остановке вплотную, чтобы колясочник смог попасть в салон.
Существует областная программа «Доступная среда для инвалидов и других маломобильных групп населения на 2013-2015 годы». Однако в ней ничего не сказано про пандусы. Как выяснилось, об этом не говорится и в одноименной муниципальной программе. Финансирование заложено только на приобретение еще одного низкопольного троллейбуса и на обеспечение доступности нескольких социально-культурных учреждений.
Конечно, инвалиды-колясочники понимают, при дефицитном бюджете и массе нерешенных проблем создать в короткие сроки условия доступности не просто. Но и многолетняя социальная изоляция их тоже не устраивает. Поэтому они предлагают закладывать пандусы в бюджет в рамках программы «Безбарьерная среда» или разработать общегородскую программу по устройству пандусов для инвалидов и съездов для детских колясок. Тогда ситуация изменится в лучшую сторону. Определиться с объемами тоже реально, ведь пандусы и проезды следует делать там, где ходят обычные люди.
Года три назад в администрации проводили круглый стол по решению актуальных проблем маломобильной группы горожан. Почему бы не организовать его вновь. Ведь тогда муниципальная программа по созданию доступной среды формировалась бы более объективно.
«Передвижение по городу в колясках – это своего рода героизм в наших каменных джунглях. Городская инфраструктура улучшается очень медленно. Мы считаем, что ограничения инвалидов должны рассматриваться не как трудности конкретных людей, а как острые проблемы всего социума», - убеждена организатор флэшмоба Галина Омелянчук.

Источник: Венера Лискина, сайт "Лесохимик"


comments powered by HyperComments