Венера каменного века

Иркутские археологи нашли статуэтку женщины возрастом 8,5 тыс. лет

В ходе раскопок на мысе Мам-гора на побережье реки Витим археологи нашли удивительный артефакт.

– Это небольшая статуэтка изображает женщину. Мы назвали ее «Венера». Датирована находка средним каменным веком. Вообще, это настоящая сенсация! Поскольку скульптур конкретно этого периода нигде не удавалось найти, — с восторгом признается РП кандидат исторических наук, доцент ИрГТУ Алексей Тетенькин.

Иркутские ученые проводили работы между поселком Мамакан и городом Бодайбо на севере области. Нашли статуэтку на месте раскопок жилища древнего человека, которое даже издалека кажется загадочным — на расстоянии мыс похож на человеческое лицо. Эта площадка стала известна археологам в 1995 года, и сразу стала пользоваться постоянным интересом специалистов — раскопки здесь ведутся систематически. На сегодняшний день ученые провели уже 13 экспедиций на этой территории. За время работы на Мам-горе удалось обнаружить древние орудия охоты и труда, а также элементы разных украшений.
– Витимскую «Венеру» вырезали из кости. По предварительным подсчетам, ей 8,5 тыс. лет. Это редкая находка эпохи мезолита. Размеры самой статуэтки небольшие — примерно 15 см в длину. Пещерный скульптор выточил ее из кости древнего животного. Какого конкретно? Об этом сейчас мы можем только догадываться. Редкость находки в том, что статуэтки эпохи более древней — палеолита, ученые уже находили. В том числе и в Приангарье. К примеру, на стоянке Мальта. А вот из эпохи мезолита до этого ничего не удавалось обнаружить. Вообще схожих произведений древних авторов уже немало откопали: аналогичные «Венеры» попадались археологам и в Европе, и в Сибири, но все они намного более древние, — объясняет корреспонденту «Русской планеты» доктор исторических наук, археолог Игорь Савватеев.
У витимской «Венеры», как и ее греческой тезки, свои «анатомические недостатки» — у фигурки нет одной руки и ноги. Статуэтка оказалась настолько хрупкой, что ученым пришлось вырезать ее из грунта одновременно с песчаным фундаментом, в котором она была зарыта. Пока скульптуру везли в Иркутск, у фигурки появился еще один дефект — у «Венеры» откололась голова. Иркутские ученые попытаются восстановить ценный артефакт с помощью специального клеевого раствора.
– Находка чрезвычайно хрупкая. При работе мы даже не дотрагивались до нее руками. Для того чтобы достать скульптуру, вырезали ее вместе с песком и положили в коробку все вместе, — замечает участник экспедиции Алексей Тетенькин.
Раскопки напомнили иркутским археологам знаменитые «проклятые» работы в гробнице Тутанхамона, вызвавшие, по заметкам современников, множество странных смертей. Местные исследования не сопровождались настолько трагичными обстоятельствами, но некоторые происшествия ученые посчитали мистическими.
– Когда мы вырезали кусок фундамента и достали скульптуру, нам показалось, что мы разгневали богов. Странное совпадение, но в ту же самую секунду на нас обрушился град. И градины были сантиметра три в диаметре. Не меньше! — вспоминает Тeтенькин.
Увозили уникальную находку с места раскопок крайне бережно — машина шла со скоростью не больше 30 км/ч по местным ухабистым дорогам, чтобы не повредить артефакт.
– Теперь, когда находка в Иркутске, что с ней будет дальше? Мы пока не определились. Возможно, отправим в музей. При условии, что там, конечно, ею заинтересуются. Правда, я опасаюсь, что в итоге скульптура останется только на фото. Очень уж хрупкая находка. Мы, конечно, постараемся сохранить ее при помощи специального клеевого раствора, но можно только предположить, уцелеет ли, — сетует Тeтенькин.
Ученые предполагают, что скульптура была создана древними авторами с целью использования в ритуальных обрядах.
– В те далекие времена люди только начинали совершенствоваться в своем развитии. Не было кочевых скотоводов или земледельцев, ведущих оседлый образ жизни. Жизнь была опасной. Какие-то общепринятые правила отсутствовали. Но при этом древние люди уже не только мыслили, они стремились к прекрасному. Вот интересно, пещерный скульптор ваял свою «Венеру» с натуры? Или образ этой женщины привиделся ему во сне? Еще один вариант — это может быть изображение божества, которому покланялись наши предки, — перечисляет основные версии Савватеев.
Его коллега склоняется к последнему варианту.
– Такое предположение имеет под собой основания. Обитатели древнего жилища расположили статуэтку строго на восток, где восходит солнце. При этом голова скульптуры была присыпана красной охрой. Это еще один признак ритуального использования, — замечает Алексей Тeтенькин.
Ученые также отметили, что подобные произведения художников, навеянные женскими образами, занимают особенное место в культуре разных народов — ареол их «обитания» достаточно большой, и распространяется на нескольких континентах. Так, около шестидесяти таких фигурок нашли на территории от Франции до Сибири. Практически все они были созданы 20-27 тыс. лет назад и характеризуются выраженностью женских форм. Именно за пышность изгибов археологи прозвали такие скульптуры «Венерами». Их назначение все еще остается предметом для споров. Но большая часть ученых видит в них символ плодородия, изображение богини-матери, почитаемую как источник всех благих вещей.
– Прообраз матери, хранительницы очага, покровительницы охоты и, быть может, даже прародительницы всего рода людского. К примеру, у фигурок из Чехословакии наблюдаются типичные черты Венеры: преувеличенная грудь и живот, неоформленные руки и ноги. Нижняя часть ног у этих фигур отбита, но почти наверняка они были лишены ступней. Или, к примеру, вырезанная из камня Венера из Виллендорфа, найденная в Австрии. Ее руки — это только полосы на груди, а вьющиеся волосы покрывают и голову, и лицо, подобно шлему. У нынешней находки есть общие черты и с Венерой из французского Лепюга. Это древнейший член «сообщества Венер», она вырезана из слоновой кости, ее нижняя половина состоит из выпуклостей, типичных для женской фигуры, однако сильно преувеличенных, ее руки, плечи и голова образуют одну шееподобную колонну. Или вот Венера из итальянской Кьоццы: скульптура сохраняет общую форму обломка песчаника, из которого ее вырезали. В отличие от витимской Венеры живот итальянского образчика анатомически реалистичен, его поперечная выемка дает даже ощущение жировых складок, признака плодородия в те неспокойные времена, — приводит примеры археолог Савватеев.
Резюмируя, ученые отмечают, что в истории всегда есть периоды, о точных событиях которых никто наверняка знать не может: о таких моментах можно только догадываться и предполагать.

Источник: Мария Чернова, сайт "Русская планета"


comments powered by HyperComments