Профессия - пилот

Журналист меняет профессию

Рубрика «Рабочая смена». Ее героями становятся корреспонденты программы «Факт», которые пробуют себя в разных профессиях и делятся своими впечатлениями. О том, что такое быть пилотом сегодня расскажет Денис Медовщиков.

Денис Медовщиков, корреспондент: «Очередным местом моей временной работы стал аэродром «Мостовой». Мне предстоит сегодня попробовать себя в роли пилота. Осваивать профессию я буду в сжатые сроки, но под управлением опытного наставника. Посмотрим, что будет дальше».

А дальше было погружение в океан информации и настоящий тайфун открытий. Открытие первое - время. В авиации используется универсальное международное время - Зулу. Открытие второе - данные о погоде. Они закодированы. Специальная программа для смартфона позволяет узнать все необходимое: температуру, давление, точку росы, скорость ветра, вероятность осадков и главное - нижнюю границу облачности. Потому, что, войдя в нее авиатор "слепнет". Единицы измерения тоже международные: паскали, футы. На вопрос, как долго нужно учиться, что бы распознавать всё это, мой наставник отвечает с иронией…

- «Мне кажется, первокласснику, который запоминает таблицу умножения, гораздо сложнее».

Следующий этап - изучаем карты. Все они в электронном виде. С разметкой, понятной авиаторам: воздушные трассы, высоты на местности, частоты для связи с диспетчером. Как только определяемся с маршрутом, подаем полетный план - без него в воздух нельзя. Сначала его рассмотрят в аэропорту Братска, затем в службе управления воздушного движения в Иркутске. А пока ждем ответа - осматриваем самолет.

- «Мы сами понимаем, это авиация. Здесь шутить нельзя с безопасностью».

Осматриваем поверхность крыла, заклепки. Проверяем целостность фюзеляжа, состояние колёс, и лопастей винта. Оказывается даже насекомые, разбивающиеся об него, могут сказаться на том, как судно поведет себя в небе. Далее нужно проверить двигатель - уровень масла, шланги, гибкие соединения, чтобы ничего не шаталось, не болталось, не гремело. В том, что в авиации нет мелочей, убеждаюсь снова при осмотре кабины. Не должно быть очевидных дефектов на приборах, сколов и трещин. Проверяем даже наличие батареек в гарнитуре для переговоров. Они на месте. Заряжены.

- «Любой вылет начинается с открывание ворот. Денис, коль уж ты у нас будешь пилотом, приступай».

И вот она перед глазами - взлетная полоса. Но до вылета еще масса времени и дел. Выкатываем самолет. Первый шаг с напряжением. Затем всё по инерции. Только рули правильно.

- «После того, как мы провели технический осмотр самолета, убедились, что все в порядке. После того, как мы узнали прогноз погоды и получили разрешение на полет, выкатали самолет на полосу, садимся в кабину и готовимся к взлету. От винта!»

Моё «от винта» оказалось преждевременным. Максим говорит, что прежде, чем взлететь пилот должен убедиться, что сделал все.

- «В воздухе нет права на ошибку. Там очень легко, не уследив за скоростью, элементарно, потерять подъемную силу крыла и свалиться в лес. Поэтому, тут отбрасываются в сторону все отвлекающие факторы, мозг напрягается даже, если ты летишь в хороших условиях - в солнечную погоду. Все равно это требует концентрации. Кратковременной, но 100 процентной».

Концентрирую внимание на том, что делаем в кабине. Очередное открытие. Оказывается, аэродром «Мостовой» относится к горным, в силу рельефа, поэтому высотомеру особое внимание. А ещё заводим специальные часы. Проверяем исправность спутникового трекера - каждые пять минут он передает данные с координатами местонахождения судна. Затем переходим к штурвалу. Всё работает. Ремни пристегнуты. Закрываем двери.

- «Обязательно кричим во все воронье горло - от винта! От винта!»

И тут мое сердце заколотилось. Отступать некуда! Вся теория, услышанная ранее, мгновенно покинула голову. Выруливаем на взлетно-посадочную полосу. Обороты двигателя на полную. Разгон. Взлетаем.
В кабине подобного самолета я впервые, поэтому сначала привыкаю к тому, что все вокруг, открыто. Все мои эмоции выливаются в «ВАУ!!!!». Набираем необходимую высоту, ложимся на горизонтальный полет, и тут мой наставник напоминает, зачем я собственно здесь - освоение профессии пилота. Последний инструктаж: как правильно поставить ноги, взяться за штурвал и на что смотреть. Ключевые слова, врезающиеся в сознание - высотомер, скорость - не меньше 106, горизонт и крен. Еще мгновение, руки наставника отпускают штурвал и я… Лечууууууу!!!! Конечности за секунду стали ватными, плечи затекли. Очередное открытие - штурвал очень чутко реагирует на малейшее движение. Успокаивает одно - рядом профессионал.

После нескольких минут полета и относительного понимания того, что и как делать, прихожу к выводу, что я не безнадежен. И долгая подготовка на земле, и волнение, и страх того стоили! Асом, конечно, назвать себя язык не повернется. Но, я ожидал худшего. Еще пару минут парим и снижаемся. Земле радуюсь меньше, чем ожидал. Потому, что там было так интересно.

- «Совершив полёт, поуправляв самолетом несколько минут под присмотром моего наставника, насладившись видами, открывающимися из этой кабины, могу сказать, что профессия пилота одна из самых прекрасных, удивительных, романтичных. Но и вместе с тем очень опасная профессия потому, что ответственность огромная. Если будет возможность, я буду возвращаться сюда снова и снова и как журналист, и как теперь уже почти пилот».

Источник: Денис Медовщиков, ТРК "Братск"


comments powered by HyperComments