Будет ли Сергей Ерощенко губернатором?

Осведомленные источники в администрации президента утверждают: с начала нынешнего года губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко трижды пытался попасть к Владимиру Путину,чтобы получить разрешение на досрочные выборы

Заявление об отставке у руководителя Приангарья взяли, но к главе государства не допустили и идти раньше срока на выборы запретили. Учитывая усложняющуюся экономическую ситуацию в области и конфликты губернатора с муниципалитетами, это решение фактически ставит крест на планах Сергея Ерощенко занять пост губернатора.

Главой Приангарья Ерощенко был назначен за несколько дней до вступления в силу закона о возврате прямых выборов руководителей субъектов федерации и стал последним губернатором-назначенцем. На политическую арену владелец холдинга "Истлэнд" выскочил словно "черт из табакерки". До этого он вышел из партии "Единая Россия" и активно сотрудничал с оппозицией в лице миллиардера Михаила Прохорова. Именно Ерощенко продвигал политические идеи Прохорова в Иркутской области, вначале создав региональное отделение "Правого дела", а затем организовав ячейку "Гражданской платформы". Эксперты отмечают, что назначению на пост иркутского губернатора Ерощенко способствовали именно связи с Прохоровым, а не его профессиональные качества. Как показали два года работы нового губернатора, управлять бизнесом оказалось намного проще, чем руководить целым регионом.

Что же за человек возглавляет Иркутскую область? Если отбросить легенды, создаваемые подконтрольными Ерощенко СМИ, то можно отметить, что у руля одного из богатейших регионов России встал бизнесмен средней руки, имеющий крайне скудный управленческий опыт. Работал младшим научным сотрудником, затем находился на вторых ролях в создаваемом старшим братом Николаем холдинге "Истлэнд", который в середине 90-х годов не единожды фигурировал в прессе с историями о рейдерских захватах предприятий.

Научившись в бизнесе жесткости, беспринципности и неуважению к партнерам, эти правила Ерощенко перенес и на новое место работы. Первыми новый стиль управления на себе почувствовали члены правительства региона. Губернатор может прилюдно обдать "крепким словцом" любого подчиненного, начиная от министра и заканчивая рядовым сотрудником.

Под особый огонь его критики попали руководители большинства муниципалитетов Иркутской области. В своих поездках по региону Ерощенко не скупится на жесткие комментарии в адрес мэров. Одним из первых под горячую руку попал глава небольшого районного центра Тулун Юрий Карих. Город с населением в 40 тысяч человек в последнее время преследовали скандалы и борьба нескольких политических группировок. В конфликте части местных депутатов с мэром Ерощенко встал на сторону представителей Думы, поверив их открытому письму, где депутаты обвинили Кариха в нецелевом использовании 60 миллионов рублей из местного бюджета. В Тулун была снаряжена проверка областной Контрольно-счетной палаты и Главного финансового управления. До сих пор многие эксперты недоумевают, что послужило причиной столь жестких действий со стороны региональной власти, но Карих был в итоге обвинен в мошенничестве и превышении служебных полномочий, и отстранен от должности. Губернатор в то же время раздавал интервью, где о ситуации в Тулуне говорил: "Когда спекулятивно какие-то группы лиц используют население, происходит то, что в целом ситуация в муниципалитете рушится". На письма и митинги в защиту отстраненного главы города губернатор внимания не обратил. В итоге уголовное дело против Кариха закончилось пшиком. Все, что удалось доказать - незаконное использование 22 тысяч рублей, которые Юрий Карих, якобы, получил из бюджета по поддельным документам в качестве компенсации за проживание в иркутской гостинице. Получив приговор суда и штраф в 50 тысяч рублей, Карих пошел ва-банк и выдвинул свою кандидатуру на досрочных выборах главы Тулуна. И победил. Правда разрыв между ним и его преследователем оказался настолько мал, что сейчас итоги выборов оспариваются в суде, а в городе по-прежнему политический кризис.

Не лучше дела обстоят и во втором по величине городе Приангарья - Братске. Здесь политический кризис длится еще с 2010 года, когда мэр города Сергей Серебренников сложил с себя полномочия через два месяца после повторного избрания, ради участия в выборах мэра областного центра. В Иркутске Серебренников с треском проиграл и исчез с политического поля, создав горячую точку на политической карте Приангарья. В Братске под жестким прессингом региональных властей были отменены прямые выборы мэра и введена система сити-менеджера. Новая конфигурация власти привела к конфликту сити-менеджера Елены Гольцварт и мэра (одновременно председателя Думы) Константина Климова. Итогом конфликта стала угроза роспуска местной думы, которая отказалась принимать бюджет и вносить изменения в устав города о возвращении прямых выборов мэра. В братский конфликт Ерощенко долго опасался вмешиваться, но когда вмешался, ситуация оказалась уже сильно запущенной. Губернатор встал на сторону Константина Климова и личным визитом решил "напугать" местных депутатов. Депутаты "напугались" всего на одно заседание, где приняли бюджет города и самораспустились ровно накануне оглашения послания губернатора общественности.

Результатом попытки «ручного управления» в Братске для Ерощенко стали недееспособная дума, отставка сити-менеджера и кризис управления в целом. Понимая, что ситуация выходит из-под контроля, Ерощенко "вынул из нафталина" экс-мэра Сергея Серебренникова, которому поручил тушить "братский пожар". Именно на него Ерощенко делает ставку на предстоящих выборах мэра. Но братчане еще помнят, что Серебренников "бросил" их ради выборов мэра Иркутска. Поэтому его шансы на победу невелики. Тем более, что обиженным остался и действующий мэр Константин Климов, которого заставили принять на себя весь удар и таскать для губернаторской команды каштаны из огня, но в итоге оставили на бобах. Климов вышел из "Единой России" и выдвинулся в мэры от партии "Яблоко", и теперь может составить Серебренникову реальную конкуренцию.

Не лучше ситуация обстоит и в третьем по величине муниципалитете Приангарья - Ангарском районе. Здесь ситуация еще более запутанная, чем в Братске. 10 лет назад единый муниципалитет в рамках пресловутого 131-го федерального закона был разделен на несколько отдельных. В итоге город с 250-тысячным населением получил статус всего лишь городского поселения. В 2010 году здесь также были отменены прямые выборы мэра, а руководителем муниципалитета стал избранный председателем думы одиозный политик Владимир Жуков. Известный частыми скандалами мэр за полтора года успел разругаться с большинством депутатов, и в 2012 году избрался главой города Ангарска, оставив на хозяйстве в районе своего верного соратника Светлану Кажаеву. Стоит отметить, что выборы Жуков выиграл у ставленника губернатора, директора строительной компании Сергея Петрова. Простить такого демарша опальному главе Ерощенко не смог. Правда, в ситуацию вмешался опять слишком поздно, когда районная думы судом была признана неправомочной и распущена. Результат вновь плачевный: исполняющая полномочия мэра Ангарского района Светлана Кажаева находится под домашним арестом, а глава Ангарска после обысков в своем кабинете сбежал из города и был обнаружен аж в Беларуси, где был арестован и сейчас ожидает экстрадиции.

14 сентября в Ангарском районе состоятся выборы районной думы и прямые выборы мэра, в муниципалитете спешно открыта приемная губернатора. На этих выборах Ерощенко опять решил сделать ставку на Сергея Петрова. Правда, ангарчане уже один раз "прокатили" этого кандидата, несмотря на поддержку Ерощенко и известного в определенных кругах авторитетного местного предпринимателя Дато Татулашвили.

В качестве предвыборного пиара губернаторская команда решила вновь использовать тему объединения города и района. Только эти обещания звучат уже 10 лет, а воз и ныне там. Губернатор решил войти в одну и ту же реку дважды: поддержать проигравшего кандидата и заезженную тему, что как минимум глупо, как максимум, самоуверенно.

По отношению к муниципалитетам и их руководителям Сергей Ерощенко ведет себя по-прежнему, словно слон в посудной лавке. Видимо, таким образом назначенный губернатор тешит свой комплекс неполноценности перед всенародно избранными главами территорий. В наборе традиционных с его стороны обвинений в их адрес - упреки в бездействии и неумении работать. Что это - незнание элементарных бюджетных расчетов, которые отчетливо указывают на то, что у муниципалитетов денег в разы меньше, чем полномочий? Или это попытка переложить ответственность с себя на других? Ответ на этот вопрос на поверхности. Губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко заигрался в «управляемую демократию» и своими неуклюжими, непрофессиональными действиями вместо традиционной фронды в виде так называемой элиты получил мощного врага в лице корпуса избранных мэров, глав городов и поселков региона.

Источник: Сергей Минаков, сайт Полит.ру


comments powered by HyperComments