Самый чистый уголок
Братчане в Пятиречье на Ямале
Там, где не ступает нога человека. По-настоящему диких нетронутых мест на всей планете осталось мало. Даже на Крайнем севере люди освоились практически повсеместно.
Но отдельные уголки все еще остаются. Пятиречье – так в народе ямальцы называют место слияния нескольких горных рек. Птицы и звери здесь живут также, как и сотни лет до появления в этих краях людей. Реки, воздух и земля – образец чистоты. Именно за такими редкими образцами в непростой путь к Пятиречью и отправляются сибирские ученые. В этот раз согласились взять с собой журналистов.
Единственные постоянные посетители тут - ученые. Начиная с 2010 года, эти прекрасные безлюдные места изучают специалисты Сибземпроекта. Главное, что их интересует – местная почва. Все что происходит в экосистеме, любое, даже незначительное загрязнение окружающей среды отражается на состоянии земли. Чтобы во всем разобраться, ученые берутся за лопаты. Копают неглубоко – от 5 до 20 сантиметров. С каждой контрольной площадки, а их на Пятиречье четыре, эксперты набирают по три небольших мешка почвы, общим весом три килограмма. Все это потом изучается в стационарных лабораториях. Прошлогодние пробы, например, показали повышенный уровень калия. И почему это происходит, пока неизвестно.
Вот где точно нет ничего серьёзного – так это в воде. Благодаря перепаду высот и сильному течению, она быстро очистится даже от нескольких пролитых бочек мазута. Пробы берутся на всех пяти реках - Бурхойле, Хойле, Танью, Левой и правой Пайерах. Пока с чистейшей здешней водой - никаких проблем. Впрочем, как и с фауной. Каждый год охотоведы ловят мелких грызунов. Они - самые чуткие к природным изменениям. Исследование этих маленьких зверьков позволяет делать выводы о том, как живется здесь всем обитателям. «Если позволяют условия и местность, то выкапывается ловчая канавка, устанавливаются ловушки, куда звери попадают. Затем звери извлекаются. Для исследования нужен только череп животного», - объясняет ведущий охотовед ЗАО «СибЗемПроект» из города Братск Александр Шевченко.
Удивительно вот что: меняется состояние природы - деформируется череп грызуна. Такая вот неразрывная связь. Исследования показывают: последние пять лет здесь всё стабильно. Животным на Полярном Урале комфортно, даже в присутствии людей. В оставленном на турбазе квадроцикле трясогузка свила гнездо, и теперь там обитает целая птичья семья. Местные егеря стараются не беспокоить жильцов. И время от времени подкармливают их. «У меня был овес, семечки такие подсолнечные были, их высыпал птичкам, но кончились сейчас. Пробовал овсянку, они не ели ее. А горох дал им, так у меня заяц весь горох поел. В этих краях люди – гости, а животные – хозяева. Пятиречье, кстати, - не единственный объект внимания на Ямале. По всему округу, от лесотундры до северной средней тайги, раскинуты 15 площадок, где работают специалисты Сибземпроекта. И далеко не во всех районах такая же идиллия, как в Пятиречье», - рассказывает егерь Андрей Лукконен.
«Такие места, которые рядом с городами находятся, например рядом с Ноябрьском - там и дороги прокладываются, там и зона отдыха недалеко. Наиболее загрязненные - это Надымский и Пуровский районы, так как они наиболее развиты», - поясняет руководитель проектно-изыскательского отдела ЗАО «Сибземпроект» из города Братск Светлана Абсалямова.
Район Пятиречья – настоящий полярный заповедник. Ученые считают его самым чистым и благоприятным местом на Ямале. Его экосистема устойчива, природный баланс не расшатали даже недавние лесные пожары. Туристы, которые способны забраться в такую глушь - ребята приличные, природу любят и ведут себя в ней, как добрые гости. Так что до тех пор, пока «Пятиречье» и «бездорожье» останутся словами-синонимами, о судьбе этих мест можно особо не волноваться.