Его помнит город

Валентин Демьяненко был самым гениальным художником из всех, кто когда-либо жил в Братске

Он был самым гениальным художником из всех, кто когда-либо жил в Братске. Так отзывается искусствовед Наталья Луканкина о Валентине Демьяненко, чья выставка открылась в Художественном выставочном зале. В новой экспозиции представлены более 40 работ, которые дают возможность вспомнить о прекрасном художнике, удивиться его таланту и насладиться тем, что он создал.

Как рассказала заведующая Художественным выставочным залом Вера Козлова, в 1991 году в этом же зале состоялась выставка, посвященная памяти Валентина Васильевича. Он ушел из жизни в 1989 году в возрасте 45 лет. Экспозиция и подвигла руководство Братского городского объединенного музея приобрести у вдовы художника его творения. Финансовую поддержку оказала тогда администрация Центрального района. «Эта коллекция – часть жизни Валентина Демьяненко, которую он стремился отразить в своих работах и которая останется в памяти не только наших современников, но и будущих поколений», - считает Вера Даниловна.

Многогранный мастер

Посетители нынешней выставки смогут получить представление о необыкновенной творческой одаренности, оценить серьезную художественную школу и огромную работоспособность этого мастера. В экспозиции представлены произведения станковой живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры, здесь можно увидеть иллюстрации к книгам и многочисленные зарисовки для будущих росписей на стенах. «Он все умел и все делал. Причем делал основательно, серьезно подходя к любой работе», - рассказывает хозяйка выставочного зала.

Взять, например, батики, которые когда-то украшали окна ресторана «Кедр». Это сейчас расписать ткань не так сложно, поскольку все необходимые материалы можно приобрести в магазине. Он же делал все сам, причем делал по древней технологии, пришедшей из Юго-Восточной Азии. Оттуда же заимствовал и тему – «Знаки Зодиака», о которых в начале восьмидесятых годов в нашей стране мало кто знал. Правда, прочитал их Валентин Дементьев по-своему. Они у него получились скорее русскими, чем восточными.

И все же нынешняя выставка далеко не полно отражает творческий диапазон мастера. Ведь, как говорят коллеги, его настоящие работы, к сожалению, практически утрачены. И это самое страшное. По словам художника Владимира Никишина, то, что представлено в экспозиции, лишь прелюдия к произведениям Валентина Демьяненко. Трудно понять всю масштабность личности художника, не увидев его росписи, фризы, скульптурные рельефы, пескоструйные витражи, которые были выполнены в разных кафе, дворцах культуры, в магазинах, техникумах и училищах не только Братска, но и других городов Приангарья. «Потрясающая роспись Валентина Демьяненко превратила ресторан «Кедр» в настоящую сказку. После смерти художника коллектив «Кедра» взял на себя проведение поминок, причем сделал это бесплатно. Настолько благодарны были люди за его творение», - вспоминает искусствовед Наталья Луканкина.

За другую работу - триптих «Карнавал» (пескоструйный витраж) в 1976 году художник получил диплом областной конференции «Молодость, творчество, современность».

Но лучшее произведение, по словам Натальи Федоровны, написано им на стене детского сада в деревне Харик Куйтунского района. По оценке искусствоведа, это работа мирового уровня, которая, к счастью, сохранилась до сего дня.

В Братске же роспись Демьяненко можно увидеть только в книжном магазине «Меридиан». В музее на Комсомольской,38 есть его керамическое панно «Первопроходцы», оно тоже находится в хорошем состоянии, но скрыто от посторонних глаз. «Когда откроют центральные двери музея, братчане смогут увидеть эту работу и оценить мастерство автора», - обещает Вера Козлова.

Валентин Демьяненко – художник–монументалист, и это ощущается в каждом его творении. Живописные композиции, батики и даже графика мастера требуют какой-то широты, размаха, будто просятся на большую плоскость, на большое пространство. И это не удивительно, ведь Валентин Васильевич – выпускник высшего ленинградского художественного училища имени Веры Мухиной.

Но прежде пять лет он обучался в Одесском государственном художественном училище. В пронизанной юмором Одессе и получил свой первый художественный навык Демьяненко. Творческим итогом обучения там стал выполненный в гротесковом стиле триптих «Детство на юге», который просто искрит доброй иронией и буйством красок. «Какие яркие, сочные цвета! – восхищается художник Владимир Никишин. - Он так и пронес их через все творчество, несмотря на то, что работал в Сибири, где вокруг все серо».

Незабываемые путешествия

Видимо, желанием окружить себя яркими цветами, объясняется и любовь Валентина Васильевича к яичнице с помидорами, о которой рассказал на открытии выставки известный коллекционер Спартак Арбатский. Впрочем, в этот день прозвучало много интересных воспоминаний.

Например, о поездке художника в Среднюю Азию, которая вылилась в работе «Восточное кладбище». Владимир Никишин, побывавший там вместе с Демьяненко, до сих пор с упоением вспоминает, насколько любознательным был его коллега. Ему хотелось посмотреть все не только снаружи, но и изучить изнутри. Домой он вернулся в неописуемом восторге, которым заражал и окружающих. «Через три недели после смерти Валентина я поехала в Бухару. Он так восторженно рассказывал о ней, что невозможно было удержаться и не посмотреть этот город», - делится Наталья Луканкина.

Последние годы жизни у него проходили особенно бурно. Сначала побывал в Югославии, откуда приехал полный впечатлений о полукапиталистической жизни. Потом отправился на творческую дачу на Байкал, где, кстати, и увлекся техникой батика. Причем освоил ее первым в Братске.

Не дождавшись окончания сезона, его направили в командировку в Арктику. Братск тогда дружил с одноименным сухогрузом, который занимался северным завозом. В 1987 году команда судна приезжала в наш город, а на следующий год пригласила братчан с ответным визитом. В эту делегацию и попал Валентин Демьяненко.

Путешествие тогда не обошлось без приключений. Теплоход зажало во льдах, и экипаж вместе с гостями 38 дней ждал ледокола. Трудно было всем. Но для художника видеть полтора месяца вокруг себя абсолютную белизну было настоящей пыткой. Перерисовав почти всех членов команды, он попросил разноцветный набор водостойкой эмали, которой обычно красят детали корабля, и взялся расписывать закрытый бассейн, хотя для него, астматика, это было настоящим мучением. Неизвестно, украшает ли и сегодня морская картина бассейн сухогруза, но такой поступок лишний раз убеждает в том, что Демьяненко был настоящим художником, который не мог жить, не творя.

Как рассказала Наталья Луканкина, Валентин с детства страдал астмой. Именно поэтому родители вывезли его из Приморского края, где он родился, в Геленджик. В послевоенные годы, когда еще не было гормональных лекарств, врачи спасали мальчика тем, что периодически вшивали ему под кожу бараньи яички. И таких шрамов на его теле было 38, поскольку чудодейственного средства хватало на 3-6 месяцев. Когда появился ингалятор, он практически с ним не расставался. Можно представить, каково ему было работать в закрытом помещении, вдыхая «аромат» ядовитых красок.

Вернувшись из командировки, приверженец предметной живописи он написал абстрактную картину «Возвращение в Певек». На вопрос: «С чего вдруг абстрация?» - пояснил, что после стерильной больничной белизны Арктики засыхающая тундра показалась ему расцвеченным раем. Это свое ощущение он и вылил на ДВП вместе с оставшимися красками, которые отдал ему капитан сухогруза.

Удивительная личность

Как сказала Вера Козлова, Валентин Демьяненко был не только талантлив, но и обладал замечательными человеческими качествами, а потому пользовался у коллег непререкаемым авторитетом. Его отличали справедливость и готовность в любое время прийти на помощь. Наверное, поэтому с 1980 года он стал бессменным руководителем местного художественного совета.

Он обладал разносторонними знаниями и высоким интеллектом. «Когда мы работали в ресторане «Север» - расписывали стены, Валентин на протяжении десяти дней наизусть читал прозу Бабеля, рассказывал красноармейские письма. Это было настолько здорово и неожиданно, что я стал совершенно по-другому к нему относиться», - вспоминает Владимир Никишин.

При этом, как говорит Наталья Луканкина, он всегда старался держаться в тени. Для нее Валентин Демьяненко был абсолютным воплощением своего великого предшественника Валентина Серова. Внешне мешковатый, немного неуклюжий, очень застенчивый, он старался не выделяться. И никого ни за что не осуждал. Никто и никогда не слышал от него ни одного обидного или пренебрежительного слова в чей-либо адрес. Шла ли речь о недругах, противниках, соперниках, он ни разу не позволил себе дурно о них отозваться. «Другого такого человека не было, нет и не будет», - печалится Наталья Федоровна.

Выставка Валентина Демьяненко закроется 20 августа. Но она открывает новую серию экспозиций - «Их помнит Братск», которая продлится до 2017 года. За это время жители и гости города увидят произведения тех, кто создавал творческую историю Братска.

«Мы обычно говорим о первостроителях, построивших славный город, в котором нам довелось жить. Действительно, честь и хвала этим заслуженным людям! Но пройдет время, старые дома снесут и построят новые, а произведения таких художников, как Валентин Демьяненко, переживут столетия, и имена их будут помнить вечно», - убежден Спартак Арбатский.


Источник: Венера ЛИСКИНА,газета «Братский лесохимик», фото БСТ


comments powered by HyperComments