Братский форум   Недвижимость   Объявления  
Афиша   Работа Работа   Карта города  

Репортажи

Журналист живёт при любом режиме. Каждый режим загибается без журналиста.

12 января
Владимир Монахов

13 января, День печати – это праздник журналистов, которые работают в газетах. Но почему-то гуляют все, кто сегодня трудится в средствах массовой информации. Газетчикам не жалко – пусть гуляют.

   На вопрос, кто был первым журналистом Братска,  я всегда отвечаю  – Аввакум Петров, которого терзали в Братском остроге.  Мученически терпя   жестокие преследования со стороны власти за инакомыслие,  словом  и делом обличал её в разных «неправдах».  Тот самый протопоп Аввакум, которого в русской словесности считают первым романистом. Хотя  то, что литературоведы сочли  романом, заполнено, на мой взгляд, газетными жанрами, как-то: путевые заметки, разоблачительные корреспонденции, публицистика своего времени, которая распространялась в изустной и рукописной форме, поскольку до печати того времени мятежный протопоп был не допущен по политическим мотивам. Но тем не менее – это журналистика чистой воды 17 века, и потому Аввакума Петрова пора канонизировать как первого журналиста Братска, который никогда не торговал ни пером, ни словом.

  

      Вспоминаю об этом не случайно. В последние годы текущая журналистика наводнена новыми именами, а в суете сует мы стали забывать тех, кто блистал в газетном деле Братска. Тех людей, у которых многие учились, кто создавал журналиста с большой буквы. Сейчас уже забывается имя Леонида Игнатьевича Даниленко, который с первых дней строительства Братской ГЭС работал собкором «Восточно-Сибирской правды». Это был человек непростой судьбы и сложного характера, прошедший войну и партийную печать. Он смело вступал в борьбу с сильными мира сего. Например, он не боялся противостоять Ивану Ивановичу Наймушину. Сейчас в Братке именем знаменитого «гидромедведя» названа улица, он почётный гражданин города, о нём издают книги, ему собираются установить памятник. Всё это заслуженно. Но в текущей жизни строителя коммунизма он был привязан к «зелёному змию». Частенько, будучи сильно «под шафе», Иван Иванович не стеснялся приходить на массовые рабочие собрания, где, выступая перед братчанами, чуть ли падал за трибуну, поскольку в графинчике у него был не чаёк, а коньячок. Вот об этой слабости «гидромедведя» и  написал Леонид Даниленко, когда другие предпочитали помалкивать. Начальника стройки, конечно, пожурили, объявили выговор. А журналист был наказан, как это было принято в то время.  Большая семья Леонида Даниленко не получила отдельного дома, как было обещано. Но Даниленко не поступился принципами. Бесхозяйственность, которая случалась сплошь и рядом на стройках того времени, стала объектом его многочисленных критических заметок.

  

      Самая грозная  его статья -  «Тяжёлый баланс  БратскГЭСтроя», где автор с цифрами в руках повествовал о политике  расточительства в крупнейшей строительной  организации СССР. Поскольку факты имели место, а авторитет Даниленко был неоспорим, статью в партийных органах области обсудили, но автору рекомендовали быть «объективнее». А наказание строптивого газетчика последовало чуть позже: представление коллектива редакции на звание заслуженного работника культуры придержали в партийно-советских кабинетах на много лет. Конечно, Леонид Игнатьевич получил заслуженное звание - заслуг не отнимешь, но чуть позже, когда поменялась в области власть.  В Братске партийно-хозяйственная верхушка недолюбливала Даниленко за резкое слово в областной и союзной печати. Но Леонид Игнатьевич не обращал на это внимания, и, уже находясь на пенсии, занявшись литературным трудом, он то и дело отвлекался на написание актуальных статей:  читатель к нему по-прежнему шёл за поддержкой.
  
 

       Историю теневой экономики  БратскГЭСстроя продолжил другой братчанин,  когда-то собкор газеты «Советская молодежь», затем корреспондент «Трибуны»  Николай Кривомазов. Он первым написал о коррупции в Минэнерго СССР  и БратскГЭСтрое. Написал о том, о чём шушукались на кухнях многие, но эти разговоры не выходили на страницы газет. То было нашумевшее дело, после которого полетело немало начальственных голов  как в Братске, так и в Москве, некоторых даже судили. Резонанс был  широк и впечатляющ, поскольку сила печатного слова была куда страшнее криминальной революции, которая в 90-х прошлого века захлестнула и Братск. Даже сегодня читателю не так интересно узнавать про дела местной ОПГ -  за годы криминализации страны уже привыкли, - как тогда про коррупционные скандалы в верхних эшелонах власти.

  

          Но если этим журналистам, прикрытым более высоким статусом своих газет, было легче противостоять  партийным и хозяйственным органам, хотя им тоже доставалось изрядно, то   хуже приходилось местным газетчикам. Уже немногие помнят, как Александр Костик за  попытки опубликовать на страницах редактируемой им газеты «Огни Ангары» статьи о бесхозяйственности на стройках города был отстранён от должности.  Когда газеты были полны поздравительных писем от Генерального секретаря ЦК КПСС в связи с  досрочным пуском объектов,  «Огни Ангары» из номера в номер сообщали, какой ценой давалась стройка, сколько потерь несла «экономная экономика» и какие бесхозяйственность и головотяпство сковывали стройку. Кто же потерпит такого редактора у руля хоть и многотиражной, но читаемой газеты? Не знаю, случайно ли, но  газета строителей в водовороте демократических преобразований приказала долго жить. Александр Юрьевич Костик уехал из Братска.

   

       А Юрий Подскочин  в нашем городе  в кресле редактора главной газеты «Красное знамя»  оказался не оттого, что сильно рвался на север области (как раз таких планов у него и не было), а потому что за резкие публикации в областной печати Юрия Антоновича таким способом «повысили». Известный региональный журналист готовился принять редакцию областной партийной газеты, но в обкоме КПСС сочли за лучшее отправить строптивого газетчика подальше от регионального центра. И выбора у него не было.  Юрию Подскочину за короткое время удалось создать лучшую  и саму тиражную в стране городскую газету, доказав ещё раз, что не место красит человека, а человек место. За очерки про северное село Юрий Подскочин  стал лауреатом премии Союза журналистов СССР.  Кстати,  Подскочин  - единственный  из братчан лауреат профессиональной премии журналистов. И все газетчики знают, что эта  цеховая оценка  самая высокая.  Когда шло перекрашивание страны и многие люди поднимали новые флаги, когда гремела над головой гроза, Юрий Антонович остался на прежних позициях , и новые  власти стремились отстранить его от руководства газетой. И Подскочин, чтобы не страдал коллектив, оставил кресло редактора, ещё имея  силы работать.

  

        У каждого времени свои законы и свои герои. Когда-то я с ними спорил, иногда враждовал, потом мирился, но всегда отдавал должное их профессионализму. Потому что знал эти люди не способны на холуйство. Иногда они предпочитали промолчать (была и такая форма протеста), а не строчить заказное враньё. Они усвоили простое правило журналистики: нельзя сегодня прогибаться и зад для порки подставлять, а завтра с правдивым словом выступать. Не поверят. Помню, повторяли простую, но любимую нами  поговорку: «Хлеб-соль ешь, а правду-матку режь».  Увы, сегодня таких всё меньше и меньше -  местная журналистика пошла по заказному руслу, где действуют по закону другой поговорки: «К чьим воротам привязан,  за того и лаю!». Печально!
    Вспоминаю  Игоря Королькова, с которым мы вместе начинали работать в Братске, продолжили  на БАМе. Сегодня Игорь Корольков, прошедший редакции  «Гудка», «Комсомольской правды», «Известий», «Новой газеты», оказался вытеснен современными редакторами на обочину. Но не растерялся, а создал  агентство расследования  и продолжает даже с риском для жизни серию разоблачительных публикаций против  нечестных офицеров МВД и ФСБ, администрации президента  и региональных божков, которые, казалось бы,  ничего уже не боятся. Разве только ещё слова журналиста. Ведь честный журналист живёт при любом режиме. Но каждый режим загибается без честного журналиста.

  

     PS. Когда заметки были  готовы к печати и я обсуждал их  с коллегами,  в разговоре возникла идея: местному отделению Союза журналистов пора учредить премию имени Юрия Подскочина за лучшие публикации года. Идея многим понравилась - это будет хорошей памятью талантливому редактору и журналисту, а также достойным уроком для нового поколения газетчиков.

 

 

1 отзыв 3856 просмотров

ptiza
12.01.2009 22:02

Отличная идея-учреждение премии имени Юрия Подскочина!!! Двумя руками "за!" И не потому что будет конкурс и премия, а потому, что есть повод вспомнить хорошего человека, талантливого журналиста. Он, право, достоин этого…

Новости rss

Рейтинг@Mail.ru
Администрация сайта не выражает согласия с высказываниями в комментариях к новостям
и не несет ответственности за их содержание.
This process used 8 ms for its computations It spent 0 ms in system calls