Реклама



Афиша / Кино / Шпион, выйди вон! / Рецензии

Шпион, выйди вон!
Триллер, Детектив
Оценка кинокритиков:
Вам понравился фильм?
Да 42  /  Нет 1
Год2011
Страна Германия Великобритания Франция
РежиссерТомас Альфредсон
ЖанрТриллер Детектив
Время127 мин.

Элегия о предательстве

Оценка:
Лондон, начало 70-х. Умирающий от рака начальник британской разведки (Херт) тайком от подчиненных посылает доверенного оперативника (Стронг) с миссией в Будапешт, где тот нарвется на засаду и получит пулю. Разразится скандал, полуживого старика с позором отправят на пенсию, передав руководство четырем его замам (Ферт, Хайндс, Джонс и Дэнсик), чья коллективная репутация держится на недавней вербовке высокопоставленного источника в Первом управлении КГБ. Годом позже, когда одного из четверки заподозрят в двойной игре, наверху вспомнят про пятого зама — похожего на больную лягушку знатока немецкой поэзии XVII века по фамилии Смайли (Олдман), уволенного вместе с начальником и с тех пор задумчиво плававшего в пруду, осмысляя свой недавно рухнувший брак.

Про Джорджа Смайли, любимого персонажа Ле Карре, придуманного им еще в бытность гамбургским резидентом MI6, — зануду, кабинетную крысу и, чтоб довести до логического конца антитезу с Бондом, вечного рогоносца — 30 лет назад уже был грандиозный сериал с Алеком Гиннессом, тягаться с которым — как пытаться сегодня переснять «Семнадцать мгновений весны». Но шведский режиссер Альфредсон («Впусти меня») ухитряется переиграть англичан на их собственном поле. Его версия «Шпиона…» похожа на репортаж с шахматного турнира, в котором зрителю предлагается два часа разглядывать лоб гроссмейстера, склонившегося над невидимой доской, — эффект усилен привычкой шведа при каждом удобном случае расчерчивать кадр на квадраты. Олдман в основном молчит и щурится сквозь гигантские очки. Секс, перестрелки и важные разговоры даны издалека длиннофокусной оптикой, так что кажется — ты наблюдаешь их через оптический прицел засевшего в доме напротив снайпера. Два ключевых персонажа, чьи действия приводят в движение шпионскую интригу, вообще не появляются в кадре. Редкие всплески жизни — в их числе выход Хабенского с несмешным анекдотом про Хрущева и сцена шпионского корпоратива, где сборная британских суперзвезд хором исполняет гимн СССР, — тонут в офисной рутине: выстрел в спину кажется предпочтительней остывшего чая, а происки врага раздражают меньше, чем возня трясущихся за свое место клерков. Старый сериал, как и исходный роман Ле Карре были о последнем романтике на подлой работе. Фильм Альфредсона — в общем про то же, но с поправкой: романтический герой тут не сыщик, а предатель. Когда это наконец становится ясно, холодный, математически просчитанный фильм вдруг распускается цветиком-семицветиком, выдавая своим героям по заслуженной награде: одному — пулю, другому — пыльный пустой кабинет на самом верху.
Роман Волобуев, http://www.afisha.ru/personalpage/191760/review/398950/
Рейтинг@Mail.ru
This process used 0 ms for its computations It spent 4 ms in system calls