В Братске выпускник детдома 19 лет не может получить квартиру

Дмитрию 35, он живёт с гражданской женой, приёмной дочерью-подростком и четырёхлетним сыном в общежитии. Комната 16,5 метров по временному договору социального найма. И из той пытались выселить, но суд встал на его сторону. Первые документы о постановке на учёт для получения жилья датированы 1999 годом. Тогда Дмитрий ещё учился в интернате. Выпустился из него и должен был получить квартиру в 2002-м.

Дмитрий КАРСАКОВ, выпускник интерната для детей-сирот: «До сих пор ничего не дали. В других городах предлагают, я не соглашаюсь из-за того, что не знаю, как там может получиться. Я не хочу на улице снова оказаться. Мне потому что приходилось и в подвалах жить. Где я только не жил».

После школы Дмитрий отучился в фазанке в другом городе, вернулся. Потом попал в тюрьму на 5 лет за кражу. А после освобождения обнаружил, что пропал из всех списков выпускников детских домов, в том числе из списка на получение жилья. В министерстве социального развития Иркутской области нам подтвердили, что в их реестре он появился только в 2016 году. Сейчас он 1669-й в очереди, общей по региону. Средний срок ожидания жилья среди выпускников детских домов в Приангарье — 5-7 лет.

Мария СИМАКОВА, начальник управления опеки и попечительства по Иркутской области: «В списке лиц, подлежащих обеспечению жильём, состоит около 10 тысяч граждан. И необходимо отметить, что на начало 12-го года, когда органы исполнительной власти принимали эти списки от органов местного самоуправления, уже состояло на учёте более 10 тысяч тех ребят, которые не были обеспечены ещё жильём органами местного самоуправления. Заявитель, который сейчас обращается, в список включён, по имеющимся у нас данным, в 2016 году. На основании решения суда, вынесенного в 15-м году».

До 12-го года учёт и обеспечение жильём сирот происходили на городском уровне. Братская студия телевидения обратилась за комментарием в местную опеку.

Оксана ЗЕНЕЦ, начальник межрайонного управления министерства соцразивития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 по городу Братску: «У нас буквально два года как дети начали получать квартиры. До этого у нас квартиры дети не получали».

Сейчас в Братске 517 совершеннолетних выпускников детских домов. А сирот от 14 до 18 лет — 779 человек.

Оксана ЗЕНЕЦ, начальник межрайонного управления министерства соцразивития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 по городу Братску: «В прошлом году у нас получил квартиры 31 человек. Плюс к этому, ещё четыре человека получили социальную поддержку в соответствии с указом губернатора Иркутской области об установлении дополнительной меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья».

Однако на социальную выплату могут рассчитывать не все. А только те, кто соответствуют этическим стандартам.

Оксана ЗЕНЕЦ, начальник межрайонного управления министерства соцразивития, опеки и попечительства Иркутской области № 7 по городу Братску: «Человек должен иметь постоянную работу, человек должен иметь семью и несовершеннолетних детей. В данном случае вот эта мера соцподдержки на сегодняшний день составляет около 1 662 000».

Братская студия телевидения запросила комментарий у министерства имущественных отношений Иркутской области. Именно оно отвечает за формирование специального жилого фонда и обеспечение сирот жильём.

Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ, начальник жилищного отдела министерства имущественных отношений Иркутской области: «Причины, которые делают невозможными покупку жилья, — это длинная очередь и недостаточное финансирование из областного бюджета и федерального, удорожание стоимости квадратного метра. Также существующий дефицит, наверное, такого жилья. У нас же свои условия для такой категории: это 33 квадратных метра, плюс-минус пять квадратных метров. Это однокомнатные квартиры. Они пользуются очень большим спросом».

По информации министерства строительства Иркутской области, в 21-22-м году в Братске планируется закупить на вторичном рынке 40 квартир для выпускников детских домов. Кроме этого, начнётся строительство ещё 49 квартир для этих же целей. Четыре человека из числа сирот получат финансирование на покупку жилья.

Мы обратились за комментарием к юристу. Анастасия Балдынова вела аналогичное дело в суде и выиграла. Её подопечный в Калужской области не мог получить квартиру три года, по итогам суда её предоставили. Чтобы оценить ситуацию братчанина Дмитрия Карсакова, Анастасия ознакомилась со всеми основными документами.

Анастасия БАЛДЫНОВА, юрист: «К сожалению, это совершенно незаконно. Право у этого гражданина на получение жилого помещения возникло. Есть федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, в котором однозначно сказано, что право возникает в момент достижения совершеннолетия, или окончания службы в армии, или в момент окончания соответствующего учебного заведения. В момент возникновения права ему жильё должны предоставить».

Больше того, юрист подтвердила, что Дмитрий в праве рассчитывать на жильё именно в Братске.

Анастасия БАЛДЫНОВА, юрист: «В законе сказано: по месту проживания. То есть, как правило, под этим понимается территория соответствующего муниципального образования».

Мы попросили Анастасию оценить юридический смысл системы денежных компенсаций для семейных и работающих выпускников детдомов.

Анастасия БАЛДЫНОВА, юрист: «Я считаю, что эти требования носят дискриминационный характер. Всё-таки федеральный закон говорит однозначно и недвусмысленно о праве на жильё, что оно ничем другим не заменяется».

Выпускник детского дома, который не получил жильё, может обратиться в суд, дождаться решения в свою пользу, прийти с исполнительным листом к судебным приставам и в случае невыполнения решения суда получить денежную компенсацию.

Источник: БСТ


comments powered by HyperComments