«Мы только делаем вид, что живем»

Супруги Елена и Алексей Тарануха 16 лет назад готовились стать родителями второй раз. И вот родилась Лиза. С тяжелейшим пороком сердца, нарушением слуха, искривлением позвоночника

Фото из семейного архива

Сложный ребенок – сложное решение

Супруги Елена и Алексей Тарануха 16 лет назад готовились стать родителями второй раз в жизни. Уже зрелая пара с нетерпением ждали рождения здоровенькой девочки – о благополучии течения беременности сообщали врачи перинатального центра. И вот родилась Лиза. С тяжелейшим пороком сердца, нарушением слуха, искривлением позвоночника и т.д.

- Да, конечно, нам сразу начали намекать, что ребенка будет трудно растить самим и стоит ли брать на себя такую ответственность? Но я тогда даже не задумалась ни на секунду, что ее нужно оставить. Ведь это же наш ребенок! И муж сказал: У нас все будет хорошо, - рассказывает Елена.

Семья сразу же отправилась к лучшим детским кардиологам Новосибирска, на протяжении нескольких лет Лиза оперировалась и наблюдалась именно там, на удивление, ребенок рос и развивался, вопреки всему. Специалисты только удивлялись и разводили руками: ребенок с подобными нарушениями должен был быть прикован к инвалидному креслу. А Лиза научилась ходить, говорить (несмотря на нарушение слуха), читать, писать. Даже врачи признали, что именно родительская любовь – единственное объяснение таким чудесам.

Лечили всем миром

Но в какой-то момент поддержание нормальной жизнедеятельности зашло в тупик. Новосибирские специалисты предложили съездить семье в Германию – в Берлинский кардиоцентр. Елена и Алексей – далеко не миллионеры, но им удалось найти спонсоров в Братске, которые оплатили операцию, и выделяли средства на дальнейшее лечение. Речь идет об очень больших суммах.

- Уровни медицины в России и Германии не сопоставимы. Если у нас после операции мы месяц восстанавливались в стационаре, то там Лиза встала буквально через пару дней. Они с папой еще и в цирк перед отъездом умудрились сходить! – рассказывает Елена.

Чтобы окончательно поставить девочку на ноги, весной 2014 года семья еще раз съездила в Германию к врачам-ортопедам, которые сделали сложнейшую операцию по реконструкции позвоночника. Так Лиза стала самой обычной девочкой, о чем свидетельствуют и многочисленные видео, одно из которых я посмотрела. Лиза выучила песню о любви ко Дню Святого Валентина и исполнила ее родителям. Без слез это смотреть невозможно, ведь спустя всего полгода после этого душевного видео, девочки, которой едва исполнилось 14 лет, не стало.

Местная медицина оказалась бессильна...или равнодушна?

В ее судьбу вмешалась местная медицина. Лиза пожаловалась на боли в животе, выяснилось, что у нее гастрит – обычное дело для подростка, тем более, часто принимающего серьезные медикаменты.

Семья обратилась в Братскую детскую городскую больницу, где девочке назначили медикаментозное лечение.

- Мы доверились нашим врачам. Мы обращались сюда далеко не первый раз, Лизу здесь хорошо знали. Мы не могли подумать, что во время лечения гастрита можем потерять ребенка, - говорит Елена.

Лизе сначала стало полегче, а спустя пару дней она стала плохо ориентироваться, впадать в забытье, почти перестала двигаться. Позже, когда началось расследование причин смерти ребенка, выяснилось, что по этому состоянию был поставлен неверный диагноз, а назначенные для лечения препараты лишь усугубили ее состояние. Чтобы этого не произошло, требовался один единственный развернутый биохимический анализ крови, который не был вовремя взят.

Елена плачет, вспоминая эти страшные события, которые разворачивались на ее глазах, и с которыми она ничего не могла поделать. В тот день, когда они, уже не рассчитывая на помощь братских медиков, должны были ехать в Новосибирск, у Лизы начались судороги. Только тогда девочка оказалась в реанимации, где была нормально обследована, диагноз сразу стал ясен, но было поздно – ребенок впал в кому.
Елена отмечает, что больше всего в той ситуации ее поразила даже не столько некомпетентность врачей, сколько их отношение. Один из специалистов даже не подошел к ребенку, полагая, что он не обязан его осматривать, и причины ухудшения должен выяснять другой врач. Лизу долго не переводили в реанимацию, ссылаясь на то, что там нет мест. Еще один врач, которому безутешные родители звонили, просто заявил позднее следователям: «Не может быть! Звонков не было!». Елене и Алексею дали четко понять, что раз их ребенок изначально был больным, то и бороться всеми силами за его жизнь бессмысленно.

Умерла от инфекций в больнице

В коме Лиза пролежала в реанимации два месяца. В ДГБ она сразу же подхватила массу инфекций, начиная с синегнойной, а закончилось все двусторонней бронхопневмонией, которая стала одной из причин смерти.

– Мы никогда не стали бы подавать заявление на больницу, если бы медики хотя бы извинились перед нами...- говорит Елена.
Расследование вели следователи Братского следственного отдела. Долго, но в возбуждении уголовного дела в итоге было отказано. Выявить конкретного виновника в смерти ребенка не удалось, ведь к гибели привел целый ряд ошибок на разных этапах диагностики и лечения. Случай Лизы не вписывается и в Стандарты оказания медицинской помощи, что также снимает ответственность с врачей. В официальном комментарии следственный отдел отметил:

- В ходе предварительного следствия по уголовному делу была проведена судебно-медицинская экспертиза. Она установила ряд нарушений, которые совершили врачи Детской городской больницы при лечении девочки. Однако собранных по уголовному делу доказательств не было достаточно для привлечения к уголовной ответственности, в связи с чем дело было прекращено, - поясняет Александра Артемьева, старший следователь Следственного отдела Братска.

Суд встал на сторону родителей

Тем не менее, Елена и Алексей останавливаться не стали. И подали на больницу в гражданский суд. Они требовали возмещения морального вреда в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи. 12 октября Братский городской суд встал на сторону семьи и присудил Детской городской больнице выплатить 350 тысяч пострадавшей семье.

Вполне возможно, это решение будет обжаловано. Елена Тарануха уже заявила, что средства компенсации они с мужем направят на благотворительные цели больным детям.
«Ее нельзя было спасти»
Мне удалось побеседовать с сотрудниками больницы, которые на момент событий были близки к ситуации. Из разговора удалось выяснить общую позицию учреждения: ребенок был изначально болен и его никто не мог спасти. Удивительно, что Лиза прожила так долго. Также в кулуарах больницы считают, что родители сами виноваты в случившемся, поскольку им не стоило обращаться в Братское учреждение со столько тяжело больным ребенком, а лучше сразу ехать в Новосибирск или в Германию. Возможно, стоило изначально переехать из Братска в более развитый в медицинском плане город.

«Нужно что-то менять»

Однако это не конец истории. Общаясь с Еленой, я не могла не спросить, почему она терзает себя все эти 2 года. Конечно, победа над ДГБ дорогого стоит, но не легче ли было забыть эту историю?

- Понимаете, мы эти 2 года, не живем, а как будто делаем вид, что живем... Говорить или не говорить о Лизе и ее смерти – это ничего не изменит. Я засыпаю, только когда организм сам отключается от усталости, но если проснусь посреди ночи, то уже не засну. Эта боль никуда не уходит, говорят, время лечит, но меня ничто не лечит, - говорит мать.

Она решила для себя, что кто-то должен взять на себя смелость и начать что-то менять в нашей стране, в нашей медицине. Елена, после прекращения уголовного дела с формулировкой «стандарта оказания медицинской помощи по данному заболеванию не существует», шлет обращения во все возможные инстанции с требованием его разработать, чтобы улучшить условия лечения и содержания детей в отечественных учреждениях здравоохранения. Она надеется, что когда-нибудь ее услышат. А выигранный суд должен стать примером того, что и в медицине возможна ответственность, что вину медиков можно доказать, и обязательно нужно это делать для того, чтобы что-то начало меняться.

Елена КУТЕРГИНА

Источник: Газета "Вечерний Братск"


comments powered by HyperComments