МиГ-25: история чудовищного предательства

Сорок лет назад летчик Виктор Беленко угнал в Японию новейший самолет МиГ-25, нанеся стране ущерб в два миллиарда советских рублей

По материалам российских СМИ

Утром 6 сентября 1976 года старший лейтенант Виктор Беленко, заместитель командира эскадрильи истребителей-перехватчиков МиГ-25, как обычно, поцеловал жену Людмилу и четырехлетнего сынишку Диму и отправился на службу. Через несколько часов о летчике говорил уже весь мир. Одни считали его жертвой, другие героем, третьи — предателем. Новейший самолет, наводивший ужас на американцев, был разобран до винтика и спустя много месяцев возвращен в ящиках. Президент США лично распорядился предоставить Беленко политическое убежище. Перебежчик забыл о русских жене и сыне, создав за океаном другую семью.

В тот день предстояли тренировочные полеты. Летчики знали, что к ним на Дальний Восток из Москвы прибыл маршал авиации Евгений Савицкий (отец космонавта Светланы Савицкой) для проверки боевой готовности, поэтому намеревались выполнить летное задание на «отлично».

Около 14 часов маршал и командующий отдельной армией ПВО уехали обедать. А через несколько минут поступил доклад о том, что радиолокаторы «потеряли» один из истребителей. Как затем оказалось, это был МиГ, на котором летел Беленко. В воздух на поиски немедленно подняли дежурные самолеты и вертолеты. Тем временем радиолокаторы зафиксировали новую цель: она набирала высоту и удалялась в направлении японского острова Хоккайдо.

Посадка на короткой полосе

Позднее выяснилось, как Беленко спрятался от радаров: резко пошел на снижение, имитируя падение самолета, и скрылся за огромной сопкой, поэтому и исчез с экранов радиолокаторов. Перебежчик держал курс на военную авиабазу «Титосе» в Японии. Его приближение засекли японцы, подняв на перехват два истребителя. Видимо, опасаясь быть сбитым, Беленко нырнул на малую высоту и ушел на юг. Так он оказался над небольшим гражданским аэродромом Хакодате. Топливо в баках МиГа было на исходе, и летчик направил машину на посадку. На его пути возник взлетавший пассажирский «Боинг». Беленко сумел вовремя среагировать и избежал столкновения.

Взлетно-посадочная полоса японского аэродрома оказалась слишком короткой для МиГа-25, поэтому он на 250 метров выкатился за ее пределы, слегка задев крыльями аэродромные антенны. И это при том, что остановиться истребителю помогал тормозной парашют. Кстати, за покореженные антенны Япония выставила счет Советскому Союзу. Что же касается самолета, то сверхпрочный корпус МиГа практически не пострадал.

«Мы полагали, что Виктор погиб»


На следующий день после ЧП в полк прислали десант следователей КГБ, занявшихся выяснением обстоятельств, предшествовавших побегу Беленко. По этому делу (к слову, оно до сих пор не рассекречено) допросили около 250 человек. В частности, установили, что перебежчик удрал не на том самолете, на котором должен был лететь. При выполнении учебного задания истребители заправляли топливом только на 80 процентов. Но летчик вдруг заявил, что эта машина неисправна. Во многом из-за командующего разбор причины поломки отложили, дали другой МиГ, который был заправлен под завязку на случай срочного боевого вылета. Поэтому Беленко и хватило горючего до Японии.

Однополчанин Беленко, Виктор Подмолода, в книге «Полет без возврата» рассказывал, как на следующий день после исчезновения МиГа летчики договорились послушать подробности случившегося в… передачах западных радиостанций, собравшись вечером в его квартире: «Включив приемник ВЭФ и настроив его на «Голос Америки», затаив дыхание, мы стали слушать выпуск новостей, который начался с сообщения о Беленко. С этого момента ни у кого из нас не оставалось сомнений, что он действительно «за бугром». Поначалу же мы не верили в предательство, искренне полагали, что Виктор погиб».

Сперва советская сторона пыталась представить дело так, будто летчик вынужденно совершил посадку на чужом аэродроме, потребовала вернуть пилота и самолет. В прессе появились публикации о том, что старшего лейтенанта удерживают силой, вводят в его организм наркотики. В Москву привезли жену и мать Беленко (она к тому времени не виделась с сыном 13 лет) и провели пресс-конференцию с их участием. Женщины со слезами на глазах просили отправить домой родного им человека. Япония ответила, что возбуждено уголовное дело по факту незаконного пересечения границы советским офицером, МиГ является вещественным доказательством, поэтому придется подождать. Понятно, это была лишь политическая игра. В продолжение ее министр иностранных дел Японии высказал удивление, что СССР не извинился публично за действия своего летчика.

«У нас предателей не любят»


Беленко попросил политического убежища в США. Советскому представителю Садовникову все же разрешили с ним встретиться. Садовников служил в КГБ, но в этом случае выступал под видом дипломата. Он вспоминал, что сказал перебежчику: «Правительство знает: вы сбились с курса, вас заставили совершить посадку, а затем применили наркотики. Я пришел, чтобы помочь вам вернуться домой, к любимым жене и сыну». Летчик его прервал: «Не нужно меня агитировать. Я прилетел в Японию добровольно». Когда Беленко уводили, Садовников шепотом произнес: «У нас предателей не любят. Рано или поздно мы тебя найдем». Через некоторое время в советской печати появилась информация о гибели перебежчика в автокатастрофе. Но после развала Советского Союза его разыскали японские журналисты, сняли о нем фильм. Тем не менее жена Беленко, Людмила, в своих немногочисленных интервью много лет повторяла: «Я до сих пор не знаю, за что мне ставить свечку в церкви — за здравие или за упокой мужа». Вторично Людмила замуж не вышла.

Американские власти не скрывали, что Виктор Беленко получил политическое убежище при личном содействии президента США Джеральда Форда. А затем перебежчик стал полноправным гражданином Соединенных Штатов «за вклад в государственную безопасность».

Секретный МиГ


— МиГ-25 был передовым для своего времени самолетом, неудивительно, что спецслужбы Запада охотились за его секретами, — говорит историк авиации Сергей Грачев. — Это сейчас новейшие истребители пятого поколения демонстрируют на выставках, а в годы «холодной войны» секретным был даже внешний вид машины. И вот благодаря Беленко она целиком попадает в руки американских специалистов.

Вокруг приземлившегося на гражданском аэродроме МиГа японцы оперативно построили ангар. Под его прикрытием крылатую машину разобрали, погрузили в военно-транспортный самолет США и перевезли на один из военных аэродромов в Японии. Только через два месяца машину вернули Советскому Союзу в нескольких деревянных ящиках, обитых металлическими листами. Передача проходила на борту советского судна. Специально для этого подготовленная команда с завидной скоростью распаковала крепко сбитые ящики. До конца дня советская сторона выставила японцам счет в 7,7 млн инвалютных рублей (11 млн долларов) за повреждения, нанесенные истребителю.

В три раза превышая скорость звука


В 1970-х годах спутники-шпионы, наблюдавшие за советскими аэродромами, выяснили, что в режиме строгой секретности проходят испытания нового типа самолета. Он выглядел как гигантский истребитель, и западные военные были обеспокоены одной особенной чертой — большими, очень большими крыльями.

Крыло большой площади очень полезно для истребителя — она помогает генерировать подъемную силу, а также уменьшает вес, распределенный по всему крылу, что делает самолет более гибким и вертким. Этот советский реактивный самолет, похоже, сумел совместить эту способность с парой гигантских двигателей. Насколько быстрым он может быть? Может ли что-нибудь у ВВС США или других военных составить ему конкуренцию?

Были также интересные вести и с Ближнего Востока. В марте 1971 года Израиль наблюдал странный новый самолет, который разогнался до 3,2 Маха — более чем в три раза превысив скорость звука — и поднялся на высоту порядка 20 километров. Израильтяне и советники американской разведки никогда не видели ничего подобного. Во время второго наблюдения, спустя несколько дней, израильские истребители попытались перехватить самолет, но даже и близко не смогли подойти.

В ноябре израильтяне устроили засаду на одного из этих таинственных злоумышленников, выпустив ракеты с высоты в 10 тыс. метров. Но это был бесполезный жест. Их неопознанная мишень просвистела мимо на скорости, в три раза превышавшей звуковую, — так быстро, что к моменту, когда ракеты взорвались, самолет уже вышел из опасной зоны. Идеологическим противникам было о чем задуматься.

Для создания машины советские конструкторы применили новейшие технологии: корпус был цельносварным, изготовленным из стали. От традиционного для авиации алюминия отказались, потому что он не выдержал бы тепловых нагрузок, ведь машина развивает скорость, в три раза превышающую скорость звука! Из-за этого поверхности самолета нагреваются до 300 градусов!

МиГ мог разгоняться до 2,5 Маха, ориентируясь на приближающиеся цели по крупным наземным радарам. Находясь в пределах 80 километров, они включали собственные бортовые радары и запускали ракеты — которые, в соответствии с огромными размерами МиГа, были порядка 6 метров в длину. Не имея лишнего веса в виде ракет и радара нацеливания, эта версия была легче и могла летать на скорости в 3,2 Маха, хотя летчики не рекомендовали развивать ее.

Страх перед крылатой неизвестностью

Но в начале 1970-х боссы обороны в США ничего не знали о способностях МиГа, хотя и дали ему кодовое имя Foxbat. Все, что у них было, это размытые фотографии, сделанные из космоса, и вспышки на экране радаров над Средиземным морем. И в этом им помог разочарованный в жизни советский летчик-истребитель.

Стивен Тримбл, аналитик, редактор Flightglobal, считает, что это был классический случай неправильного толкования военными истинного положения вещей. «Они переоценили возможности самолета, судя по его внешнему виду, — говорит он, — от размеров крыла и до воздухозаборников гигантских размеров. Они знали, что он может быть очень быстрым, а еще думали, что он будет маневренным. С первым они угадали, но со вторым — не совсем».

«Разобрав МиГ-25 и изучив его по кусочкам за несколько недель, они смогли понять в точности, на что он способен», — говорит Тримбл. СССР построил не суперистребитель, которого боялся Пентагон, а самолет, предназначенный для определенных задач. В ретроспективе МиГ, который взволновал Запад, оказался «бумажным тигром». Его массивный радар отставал от моделей США на несколько лет, поскольку вместо транзисторов использовал устаревшие вакуумные трубки (впрочем, эта же технология делала его неуязвимым для электромагнитных импульсов от ядерных взрывов). Гигантские двигатели съедали так много топлива, что МиГ был на удивление ограничен в дальности действия. Он мог быстро взлететь, пролететь по прямой линии, тоже очень быстро, и запустить ракеты или сделать фотографию. И все.

Определенные технические ограничения не помешали Советскому Союзу построить более 1200 МиГ-25. Этот самолет стал престижным для просоветских Военно-воздушных сил, которые видели нечто великое в эксплуатации второго по скорости самолета на земле. Алжир и Сирия до сих пор их используют. Индия использовала модель разведчика с большим успехом в течение 25 лет; и только в 2006 году их прекратили использовать из-за отсутствия запасных частей.

Парадоксально, но во всей этой истории с созданием самолета, его угоном технические характеристики машины оказались не главными.

Самым впечатляющим эффектом МиГа-25, по мнению Тримбла, был страх военных НАТО: «До 1976 года США не знали, что он не мог перехватывать SR-71, и это не пускало их в советское воздушное пространство в течение всего этого периода. СССР не очень любил такие посещения. Страх о возможностях таинственного оружия в условиях «холодной войны» был гораздо эффективнее самого оружия».

Цена предательства

КГБ особо тщательно искал подтверждения версии о вербовке. Но явных доказательств не обнаружил. Выяснили, что в детстве Витя Беленко несколько лет прожил в Донбассе — отец привез его к своим родственникам из села под Армавиром. Это произошло после того как родители мальчика разошлись. Окончив школу, Витя поступил в медицинский институт, но бросил его после второго курса — захотел стать военным летчиком. Учился прилежно, летал хорошо. Никто не мог припомнить, чтобы он уж очень сильно критиковал порядки в стране, так что его побег был для сослуживцев полнейшей неожиданностью.

В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном у Беленко была другая женщина, у них родилось трое детей. Сейчас Виктор Иванович живет один.

Военные аналитики говорили, что Беленко своим побегом нанес ущерб в размере не менее двух миллиардов советских рублей. Потому что пришлось менять систему распознавания «свой — чужой» на всех воздушных судах. И хотя систему все равно заменили бы, поскольку она уже сильно устарела, в данном случае пришлось все делать в авральном режиме. В случае возникновения вооруженного конфликта советская ПВО не могла бы разобрать, где свои самолеты, а где чужие. Кроме замены системы распознавания пришлось неотложно модернизировать сам истребитель — создать для него ряд новых узлов и агрегатов. Цена предательства оказалась чудовищной. Замена систем распознавания, других узлов обошлась Советскому Союзу в два миллиарда рублей.

Уместно сказать, что были и другие случаи угона советских военных самолетов, но ЧП с МиГом-25 нанесло наибольший урон.

Источник: газета Копейка


comments powered by HyperComments