Долгий путь к Октябрю Леонову

Конец прошлой недели был у меня очень волнительным: собиралась в экспедицию на могилу человека-легенды - Октября Михайловича Леонова в сопровождении живого человека-легенды – Спартака Михайловича Арбатского.

- А я у Октября Леонова! – поделился Арбатский радостью. – Вот, обелиск поставили ребята!

Побывать на этом месте я хотела уже много лет, но, последние дни особенно волновалась: как бы не сорвалась эта поездка.

Волновалась потому, что знала: без проводника туда никак не добраться – просто не найдешь пути ни по воде, ни по суше. Со слов Спартака Михайловича я знала, что путь к кресту можно преодолеть двумя путями: по воде и по суше. Но с его же слов было понятно, что любой из этих путей — своеобразный подвиг. Если придти сюда по воде, то нужно найти ту маленькую бухточку, в которой можно пристать и в которой начинает трудный путь на гору. Предстоит карабкаться по высокой отвесной скале, где каждый неосторожный шаг грозит тяжелыми последствиями. Одно неловкое движение, чуть поскользнулся – и испугаться не успеешь: только поминай, как звали! Если же идти по суше, то путь от машины до места займет более 2-х часов: нужно будет преодолеть настоящие таежные дебри — мхи, болота, трясины, поваленные трухлявые деревья…

Но все сложилось хорошо, и вот мы вместе со Спартаком Михайловичем садимся в машину семьи Татьяны и Владимира Шилиных.

В Дубынино я поехала первый раз, и несмотря на то, что все было затянуто дымной вуалью, здешняя природа меня поразила даже в той своей малости, которую я успела увидеть. Пока мы ожидали на берегу лодку и разговаривали о том - о сем, к берегу пришел мужчина и замерил уровень воды. Мы, как всегда любопытные, спросили про результат. Оказалось, что дела обстоят, мягко говоря, не очень – с вечера уровень воды упал на 5 см. Попечалились и поговорили и об этом. Полюбовались уткой, проскользившей над водой, но лапы из воды при этом не высунувшей. И наконец, услышали звук моторки. 15 минут по воде – и мы в той самой совершенно незаметной с воды бухточке, где нас уже ждут молодые ребята, доставленные сюда лодкой чуть ранее. Идет разбор груза, который нужно на себе доставить до места. У меня – лишь маленький рюкзачок за спиной, но меня недооценили и отправили наверх налегке. Утешила я себя наличием камеры в руках и надеждой «отработать свое» на месте. Подъем на самом деле оказался крутым: земля прямо перед тобой, почти вертикально, почти параллельно телу. Да и дальнейший путь до Креста – не для слабонервных: прямо по краю кручи и обрыва. Кое-где, правда, уже сделаны ограждения, тропа проторена хорошо. Как оказалось, делали это добровольцы – мужчины из Дубынино.

Татьяна Тальгатовна бойко убежала вперед. Мы со Спартаком Михайловичем шли не очень-то торопясь: он делился воспоминаниями, я слушала, фотографировала, снимала и любовалась видами. Когда мы дошли до Креста, Татьяна Тальгатовна уже искала спички – развести костер, вскипятить чайник (наверное, так ведется у всех любителей леса и таежников: в первую очередь – чай, а потом уже - все остальное). Почти следом за нами пришли и ребята с Владимиром.

Пока ждали чай, доставали припасы к завтраку, разбирали вещи, я и познакомилась со всеми. В этой экспедиции участвовали Шилина Татьяна Тальгатовна - зам. директора по УПР Братского промышленного техникума, ее муж Владимир Васильевич, сын Роман, Дубина Александр - старший мастер, Ахинин Олег - бывший студент техникума, ну, и мы со Спартаком Михайловичем, конечно.

Жизнь и деятельность Октября Михайловича Леонова заинтересовала обучающегося Братского промышленного техникума Пилипенко Никиту и преподавателя Шилину Татьяну Тальгатовну в 2012 году.

- Однажды мне на глаза попалась местная газета «Сибирский характер» со статьей «Память, запечатленная на диабазе», - рассказала свою историю знакомства с этим местом Татьяна Тальгатовна. - Знакомое имя вызвало интерес к статье, прочитав которую, мы со студентами поставили перед собой цель узнать, почему прах Леонова захоронен в безлюдном и недоступном месте на мысе Долгом, находящемся в 60 км от Братска. Нам удалось встретиться с близким соратником и другом Октября Леонова – художником, краеведом, охотником Арбатским Спартаком Михайловичем, который поделился с нами своими воспоминаниями и архивными документами. А потом у нас родился проект «Жизненный крест Октября Леонова».

А вот как написал о своем знакомстве с личностью Октября Леонова и местом его захоронения в докладе для научно-практической конференции в БрГУ Никита Пилипенко:

«Много тысячелетий назад первобытный человек, живший на берегах Ангары, изобразил на камне то, что для него было важным. И об этом мы смогли узнать благодаря находкам профессора Окладникова в 1939 году и Октября Михайловича Леонова в 1974 г. Эта наскальная живопись получила название «Дубынинские писаницы».

История этнографического музея под открытым небом «Ангарская деревня» тоже связана с именем О.М. Леонова как её основателя.

По отзывам современников: странный это был человек. Журналист, путешественник, краевед. Простой и противоречивый, лиричный и деловитый, бесшабашно веселый и академически строгий. Человек талантливый и бескомпромиссный. Главное дело жизни О.М. Леонова — создание этнографического музея «Ангарская деревня». Но только спустя 32 года - в июле 2011 года - состоялось торжественное открытие мемориального комплекса основателю «Ангарской деревни», который представляет собой деревянную доску-барельеф, с изображением Октября Михайловича Леонова, и крест - уменьшенную копию памятника на скале, где захоронен над Дубынинскими писаницами его прах.

Октябрь Михайлович Леонов — организатор и первый ответственный секретарь Братского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Десять лет руководил ВООПИиК и заложил прочный фундамент научного и общественного краеведения в г. Братске.

Им были организованы десятки экспедиций в зону затопления Братского и Усть-Илимского водохранилищ по выявлению этнографического материала, поиска наскальных рисунков, стоянок древнего человека.

Звездным часом Октября Леонова стало обнаружение на берегах Ангары Дубынинских писаниц, возраст которых датировался от 4-х до 6-ти тысяч лет. Октябрю Михайловичу удалось доставить в Братск только один камень с едва различимым изображением лося.

В ноябре 2013 года этот диабазовый камень с изображением пасущегося лося был отреставрирован, перевезен и установлен у входа в музей «Ангарская деревня» в Братске.

Подозревая, что Дубынинские писаницы со временем могут затеряться, перед смертью, в 1979 году, Октябрь Михайлович Леонов оставил устное завещание своему другу и соратнику Спартаку Михайловичу Арбатскому - похоронить свой прах на правом крутом берегу Ангары, в 60-ти километрах от Братска, где под водой находятся древние писаницы, открытые им же. В 1995 году по идее Арбатского С.М. и по проекту художника Леонида Калибабы на месте захоронения праха Леонова О.М. был установлен крест, напоминающий птицу с распростертыми для полета крыльями.

Никите и Татьяне Тальгатовне удалось привлечь к исследованию деятельности О.М. Леонова и других небезразличных людей. Братский промышленный техникум взял шефство над местом захоронения праха О. Леонова. Совместными усилиями возник целый проект по облагораживанию места захоронения и созданию мемориального комплекса Октября Михайловича Леонова на мысе Долгий.

В июне 2012 г. была предпринята I-я экспедиция на мыс Долгий - с целью посетить место захоронения праха Октября Михайловича Леонова.

В мае 2013 года, при поддержке директора техникума Валерия Георгиевича Иванова, была осуществлена II-я экспедиция, в состав которой вошли Никита Пилипенко, Т.Т. Шилина, В.В. Шилин, С.М. Арбатский. Целью ее было - облагородить место захоронения Октября Леонова. По проекту Спартака Арбатского был установлен стол и проведены подготовительные работы для замены обветшавшего креста.

В июне 2014 г. Была организована III-я экспедиция на мыс Долгий. Участники этой экспедиции заменили обветшавший крест (по прежнему проекту), так как уже неоднократно горе-туристы и рыбаки пытались использовать деревянный знак в качестве растопки для костра, да и время неумолимо (с момента его установки прошло 19 лет), и установили на место захоронения праха мемориальную плиту.

В июне 2015 года была организована IV-я экспедиция на мыс Долгий. Участники экспедиции покрыли Крест специальным состав «Сенеж», защищающий дерево от воздействия природы и времени, и произвели благоустройство тропы для безопасного передвижения к месту захоронения праха.

И вот – экспедиция, участницей которой стала я. Нашей задачей было – установить обелиск с фотографией Октября Леонова, чтобы не только имя его было на месте захоронения, но и его благородное и умное лицо мог увидеть каждый, кто побывает на этом месте.

Сначала работа шла не ахти как: проект был в голове у Владимира, остальные не сразу поняли, какие камни и какого размера надо искать и носить, сколько их понадобится… Но очень быстро все размялись, и работа пошла.

Если я искала камни по верхам, то ребята лезли за ними на кручи и обрывы. Залезут на самую кручу, нависнут над обрывом и ну – камни вниз бросать, слушать, когда упадут в воду… А высота там – 38 метров над водой! Не раз замирало мое сердце, глядя на них, а им – хоть бы хны! Бесстрашна молодость!

Обошлось без жертв и ранений, и уже через два часа работы основа для обелиска была готова. Пока схватывался цемент, дружно и весело пообедали, наслаждаясь удачной погодой: не мешала мошкара, не домогались комары, не жарило солнце. Еще бы дымная завеса не мешала любоваться видами... А ребята обсуждали, что сделают, когда приедут сюда в следующий раз: навес над столом надо соорудить. И даже избушку здесь срубить когда-нибудь мечтают, чтобы не на один день приезжать.

После обеда работу продолжили, и вот уже обелиск стал на место. Поправили основание креста, почистили площадку вокруг памятника. Вроде на сегодня все. Но уезжать никому не хотелось… И когда оттягивался этот момент отъезда, Спартаку Михайловичу позвонила его жена, которая сейчас находится в Москве.

- А я у Октября Леонова! – поделился он с ней радостью. – Вот, обелиск поставили ребята!

Сев в лодку, сделали традиционный круг почета от бухточки до Креста, а потом уже взяли направление на Дубынино.

И уже потом, когда ехали в машине, я думала о том, что нужно, просто необходимо брать в такие экспедиции детей. Ведь даже если взрослый человек побывает в таком месте, да еще и руку приложит для его облагораживания, если он вот так – буквально прикоснется к большой истории своего маленького города, он обязательно вернется на это место! Чтобы еще раз вспомнить, чтобы сделать это место еще лучше, чтобы сохранить его. Что уж про детей говорить!

Ольга Артюхова

Источник: ИА "Пресс-мен"


comments powered by HyperComments