Погорели на капремонте

Жильцы пятиэтажки в переулке Зелёный в Иркутске на личном опыте выяснили подводные камни капитальных работ

Подрядную организацию для проведения капремонта дома № 6 в переулке Зелёный в Иркутске выбрал региональный оператор. Не все жильцы дома оказались довольны качеством работ. Некоторые даже собираются в суд .

На днях у них во время подключения дома к электросети произошёл скачок напряжения. В квартирах сгорели холодильники, электроплиты, чайники, радиотелефоны, больше всего пострадала квартира № 37 на втором этаже. Здесь вышли из строя телевизоры, система очистки воды, джакузи, прорвало шланги с горячей и холодной водой, взорвались лампы в люстрах.


РАНО РАДОВАЛИСЬ

Жильцы дома № 6 в переулке Зелёный обрадовались, когда узнали, что их дом попал в число первых 95-ти счастливчиков, кому этим летом должны провести капитальный ремонт. Кажется, ещё и года не прошло, как начали приходить первые платёжки, и вот во дворе уже появились рабочие. Из числа соседей выбрали уполномоченного, который поставил свою подпись в документах о выборе подрядной организации (конкурс организовал Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области). Председатель Жилищного кооператива № 18 (в него входит дом №6) Валерий Малиновский высказал свою готовность оказывать всяческую поддержку как жильцам, так и строителям. Конкурс выиграла опытная строительная компания «Креста». Фирма не первый год на рынке, на её сайте представлен целый перечень объектов, в возведении или ремонте которых она участвовала.

Жильцы не считали, что их дом находится в предаварийном состоянии. Напротив, соседи делали в квартирах хорошие ремонты, устанавливали дорогостоящую технику – создавали уют с расчётом, что проживут здесь ещё много лет. Тем не менее, большому перечню работ, который составили специалисты фонда, соседи обрадовались. Согласно смете, представленной на официальном сайте фонда, в доме должны провести ремонт инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, а также крыши, подвальных помещений и фасада. На все эти работы фонд, как заказчик, выделил немалую сумму: свыше 4,3 млн рублей. Собственники дома не успели накопить необходимого количества средств, но так как они накапливают взносы по так называемой «схеме общего котла», фонд со счетов других домов недостачу восполнил. В июле работа закипела. На фасаде появилась табличка с контактной информацией фирмы «Креста».

Вечером 6 августа на доме заканчивались работы по ремонту системы электроснабжения. Жильцы были в курсе, на каком этапе капремонт их дома: подрядчик развесил объявления об отключении электроснабжения.

– 6 августа домой я вернулась около 10 часов вечера, – рассказывает жилец квартиры № 37 Екатерина Тимофеева. – Успела только переодеться, как услышала, что у меня сорвало шланг в ванной, заглянула – там хлестала холодная вода. Я сразу попыталась перекрыть кран, но, видимо, задела шланг от джакузи, меня ударило током. Сейчас жалею, что сразу не обратилась в «скорую» или травмпункт, не зафиксировала травму, но тогда мне было не до этого. Я думала лишь о том, как не затопить соседей снизу.

По словам Екатерины, ванная комната в тот момент напоминала «декорации из фильма ужасов». Шланги джакузи искрились, по воде проходили синие всполохи, вода била под сильным напором, выливалась в коридор и на кухню. Тряпки в борьбе с лужами не помогали, женщина буквально вычерпывала воду. Кран перекрыть тоже не удавалось, поэтому она попыталась дозвониться до председателя жилищного кооператива, чтобы тот перекрыл стояк (телефон аварийной службы она в состоянии стресса не вспомнила). Но в телефон попала вода, женщина оказалась без связи.

– Я как раз находилась на кухне, когда дали свет. Тут же буквально у меня над головой взорвалась энергосберегающая лампа в люстре. Только успела отскочить в сторону, как взорвалась вторая. Я уже ничего не понимала, забеспокоилась, что кто-то меня топит. Видимо, от удара тока, находилась в неадекватном состоянии, всё пыталась воду вычерпать. В темноте ничего не удавалось, решила включить свет в коридоре, но и там тоже взорвалась лампочка, – вспоминает Екатерина.

Всё это происходило быстро, женщина не успевала сориентироваться. В ванной комнате у джакузи прорвало второй шланг, теперь уже с горячей водой. В этот момент Екатерина поняла, что ситуация вышла из-под контроля. Она побежала к соседке с просьбой вызывать аварийную бригаду, чтобы срочно перекрыть стояки.

– Соседей мы не затопили, но наша квартира «попала» по полной программе: сгорела ванна-джакузи, дорогостоящая система очистки воды, вспучили от воды полы в коридоре и на кухне. Запах плесени дома стоит жуткий. Сгорели два телевизора, зеркала с подсветкой. У соседей тоже сгорело много бытовых приборов, мы составили целый акт повреждённого оборудования, с ним намерены обратиться в суд, – говорит Екатерина.

Список соседей внушителен: холодильники, телевизоры, электрические плиты, микроволновые печи, чайники, радиотелефоны, плойки, электробритвы – все приборы, которые были включены в сеть в момент аварии.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ПРАВИЛА


После тяжёлой ночи с вымыванием и проветриванием квартиры Екатерина с соседями попыталась предъявить свои претензии подрядчикам. Председатель жилищного кооператива в этом конфликте решил участия не принимать. Нам он свою позицию пояснил просто: раз речь идёт о личном имуществе собственников, он, как представитель юридического лица, вмешиваться права не имеет.

– Я, как юридическое лицо, никакого отношения к капитальному ремонту не имею. Фонд капитального ремонта со всех нас собирает деньги, он заключил договор с фирмой «Креста», он проводит и контролирует работу. У нас [жильцов] есть официальный представитель в Фонде, который координирует работы. Мы смотрим со стороны за качеством ремонта, но мы не можем вмешиваться, – уверенно заявил Валерий Малиновский

Любопытно, что квартиру председателя коммунальная авария обошла стороной.

– У меня ничего не сгорело. Мне не столько повезло, сколько я грамотно действовал. Бывает, что отключают электроэнергию, на нашем доме, особенно зимой, это происходит довольно часто. Я сразу выключаю все электроприборы, – отметил Валерий Михайлович.

Но жильцы с такой позицией не согласны: кого-то не было дома, кто-то просто ничего не смыслит в электрике и не представляет, отчего и когда может произойти скачок напряжения.

– Если бы нам в объявлении указали, что когда будет проводиться ремонт сетей, нужно выключить электроприборы из розеток, мы бы подготовились, никаких претензий бы не имели. А нам просто написали: «Будет отключено электроснабжение с 9 до 18 часов», – добавила Екатерина Тимофеева.

Представитель фирмы-подрядчика, отвечающий за качество ремонта сетей электроснабжения, Пётр Агейчик рассказал, что пытался через председателя жилищного кооператива известить о грядущей опасности. «У нас был готовый шаблон объявлений. Но мы словесно предупреждали председателя, ещё на первом собрании, что при производстве работ электроприборы нужно отключать», – отметил Агейчик.

Подрядчик своей вины в случившемся до конца не признаёт. Версию жильцов о том, что электрики перепутали при подключении фазы или просто не заземлили щитовую, не подтверждает. По словам Петра Агейчика, часть вины лежит на составителе сметы, который упустил дефект в кабеле.

– Лопнула концевая муфта, действующая в перемычке между ВУ(входное устройство) и ВРУ (вводно-распределительное устройство). Муфта не была заложена сметным расчётом, в смете её не было, поэтому перемычка не менялась. Произошёл перелом жил, от этого произошёл скачок напряжения. Мы выяснили, что лопнула муфта, только когда подали напряжение. В начале работ конструктив муфты не было видно: она была закрыта корпусом старой щитовой. Видимых механических повреждений на кабеле не было при установке новой щитовой. Грубо говоря, он лопнул внутри. Конечно, заказчику показывали, он говорил, что надо менять. В итоге поставили муфту, а жилу соединили гильзой. Поставили термоусадки, запустили, хотя этого у меня в смете нет, – пояснил Пётр Агейчик.

В разговоре с корреспондентом «Сибирского энергетика» Агейчик заверил, что подрядчик согласен возместить ущерб, который понесли жильцы. Для этого соседям достаточно принести квитанции из ремонтных мастерских. Если ремонт дорогостоящей техники собственники не потянут, компания готова пойти на уступки и выплатить убытки раньше. «Я разговаривал с председателем дома, такой вариант ему предложил. Был у нас уже такой случай несколько лет назад. Ремонтировали такой же дом. Обычно у дорогой техники сгорают предохранители», – добавил Пётр.

В Фонде капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области об аварии не знали даже через 10 дней. Жильцы не сообщили в ведомство, решив обращаться сразу в суд. Заместитель генерального директора Фонда Ирина Гладышева после нашего звонка пообещала разобраться в данной ситуации.

– Информацию передам начальнику строительного отдела. Комментариев никаких давать не могу по той простой причине, что я не знаю, что там вообще произошло. Заказчик – Фонд капитального ремонта. Но об этой ситуации впервые от вас слышу. «Креста» – фирма опытная, много лет работает на капремонте. Может, сам подрядчик виноват. Надо разбираться. Но для этого нужна официальная информация: от подрядчика, от жителей. Ваш телефонный звонок я приняла. Порой к нам жители приходят с провокационной информацией, совершенно не подтверждённой. Поэтому теперь я настороженно отношусь к любым сигналам, – добавила Гладышева.

В редакции хранится копия акта перечня вышедших из строя электроприборов жильцов дома. Пострадавшие намерены идти до конца. Если подрядчик не возместит им ущерб в ближайшее время, они намерены нанимать юристов и обращаться в суд.

Источник: Елена Постнова, газета "Сибирский энергетик"


comments powered by HyperComments