Утолить жажду не позволяет бюджет

Усолье, Братск, Усть-Илимск – здесь качество воды значительно падает

Усолье, Братск, Усть-Илимск – здесь качество воды значительно падает.

В Иркутской области, где достаточно остро стоит проблема с обеспечением жителей сельской местности питьевой водой, в 2015 году находится под вопросом реализация программы «Чистая вода». На бурение новых скважин в посёлках и на приобретение специализированной техники практически нет денег.


В Иркутской области, по официальной статистике, озвученной на минувшей неделе минЖКХ на заседании круглого стола, насчитывается около 250 централизованных систем водоснабжения и около 1500 скважин. Правда, неофициальные цифры могут оказаться намного больше, отмечают региональные чиновники. Дело в том, что сейчас значительное количество скважин бурится самостоятельно разными хозяйствующими субъектами, которые не регистрируют новые объекты. Несмотря на такую, казалось бы, высокую обеспеченность инфраструктурой и водными ресурсами, проблема с чистой питьевой водой стоит в регионе остро.

Как рассказал замминистра жилищной политики Александр Трифонов, в Приангарье сложилось очень резкое территориальное разделение по обеспеченности качественным питьём. Первая зона, наименьшая по площади, но наиболее густонаселённая, где проживает 70% населения области, расположена по руслу реки Ангары; в эту зону входят Иркутск, Шелехов, Ангарск и далее города по течению Ангары. Она действительно имеет достаточно хорошее обеспечение питьевой водой, правда, начиная с Ангарска уже сказываются факторы загрязнения реки этими промышленными городами. Усолье, Братск, Усть-Илимск – здесь качество воды значительно падает. На остальной территории области, где расположены сотни сельских населённых пунктов, потребление идёт в основном из подземных источников низкого качества либо из открытых водных источников, ресурсы которых также высоким качеством не отличаются, говорит чиновник. Несмотря на то что в подземных источниках вода защищена от загрязнения внешними факторами, для неё характерна высокая минерализация, большое содержание железа, марганца, сульфатов.

– Зачастую такая вода непригодна для питья и требует дополнительной очистки, – комментирует ситуацию Трифонов.

Особенно критична в этом плане обстановка в районах Усть-Ордынского Бурятского округа, где в подземной воде высоко содержание сульфатов – от 2,5 до 5 ПДК. Достаточно тревожная ситуация в Нижнеудинске, Тулуне, Зиме, Тайшете, Усть-Куте и Киренске – там нет централизованного водоснабжения, водоотведения, переработки стоков. Есть в Приангарье населённые пункты, в которых полностью отсутствует система очистки сточных вод. Из крупнейших – посёлок Усть-Ордынский, где по факту имеются очистные, но они в нерабочем состоянии. В Нижнеудинске значительная часть объектов (собственность Минобороны) также не ведёт очистку и сброс стоков осуществляется прямо на рельеф.

Для решения проблем с обеспечением питьевой водой населения правительство области предлагает ужесточить контроль за водопользованием, усовершенствовать механизм взимания платежей за загрязнение воды, модернизировать установки подготовки очистки воды, продолжить реконструкцию очистных, водопроводных сооружений, переход на подземные источники водоснабжения в отдельных районах и т.д. Финансирование этих мероприятий ведётся за счёт областных и федеральных программ. Так, достаточно эффективной была программа «Чистая вода», отмечают представители минЖКХ.

– До 2013 года она имела хорошую федеральную составляющую, за счёт чего мы подготовили очень сложные дорогостоящие объекты (Бодайбинский район, где построены объекты водоснабжения, система канализования в посёлке Маркова Иркутского района). Но теперь финансирование приостановлено, средства выделяются в основном из регионального, местных бюджетов, – рассказывает замминистра.

Однако областное финансирование не позволяет решать проблему. В 2014 году по программе «Чистая вода» регион накопил кредиторку, в итоге из 86 млн рублей, предусмотренных программой в 2015 году, 57 млн пришлось выплатить по образовавшимся долгам. Таким образом, остаётся всего 29 млн, основной критерий распределения этой небольшой суммы – на завершение уже начатых объектов.

– Теперь мы практически не имеем возможности начинать за счёт этих денег новые объекты. Если раньше по областной программе бурили 10–15 скважин ежегодно, то в этом году в областной программе практически не заложены деньги на бурение. Раньше у нас была заложена сумма на приобретение специализированной техники, однако в этом году финансовые возможности не позволяют этого делать, – говорит Трифонов.

Минимальная сумма, которую необходимо изыскать в 2015 году, – 45 млн рублей на бурение 15 скважин и приобретение 15 единиц техники. Между тем порядка 2 млрд требуется на проекты, которые уже имеют проектно-сметную документацию либо являются социально значимыми. Если же говорить о более глобальных работах, то, по подсчётам регионального министерства, только на реконструкцию канализационных очистных сооружений Иркутска нужно более 20 млрд рублей. Региональным и муниципальным бюджетам это не по карману.

– Но мы пытаемся изыскать средства из областного бюджета на «Чистую воду», а также хотим отправить обращение в федеральное правительство с предложением возобновить финансирование по этой программе, – рассказывает Трифонов.

Между тем в 2014 году достаточно активно заработала ФЦП «Охрана озера Байкал», от Иркутской области в неё попало пять объектов, сумма финансирования составила более 85 млн рублей. В этом году программа продолжается – начались работы по очистным в Байкальске, Шелехове, Свирске. По другой ФЦП – «Устойчивое развитие сельского хозяйства» – ещё два муниципалитета, в Чунском и Куйтунском районах, получили возможность обустроить и бурить скважины. Правда, сама процедура бурения в регионе усложнилась – теперь любое строительство, в том числе и скважин, требует обязательного прохождения экологической экспертизы. Процедура получения экоэкспертизы затягивается на три месяца, удорожание проекта из-за проведения экспертизы составляет 600 тыс. рублей, отмечают представители муниципалитетов.

Источник: Максим Гурин, газета "Сибирский энергетик"


comments powered by HyperComments