Разобраться с коммунальщиками

Грязные подъезды, захламленные дворы, неработающие лифты, старая проводка, текущие коммуникации и растущая в цене коммуналка. Таковы современные реалии сферы ЖКХ и результат плодотворной работы наших управляющих компаний и ТСЖ

Потребитель всегда прав, но только не в данном случае, и найти управу на зарвавшихся коммунальщиков подчас почти невозможно.

Ситуация усугубляется еще и существующей в нашей стране правоприменительной практикой, в соответствии с которой жильцы и управляющие компании (УК) трактуются в качестве равнозначных субъектов, имеющих исключительно тот объем прав и обязанностей, который был зафиксирован в договоре управления. Зафиксирован, опять же, самими УК – догадайтесь, в чью пользу и в чьих интересах.

Заметно исправить существующее положение вещей могут разъяснения Верховного Суда, в рамках которых он ответил на вопрос о том, распространяется ли закон о защите прав потребителей на правоотношения, связанные с выполнением обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома. В недавно опубликованном Обзоре судебной практике, утвержденном Президиумом ВС РФ от 04.06.2014 года, судьи утвердительно ответили на данный вопрос.

ВС РФ считает, что по договору управления многоквартирным домом управляющая организация за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества и предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений.

В свою очередь под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних нужд, а исполнителем – организация, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору. Таким образом, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, являются потребителями услуг, оказываемых управляющей организацией.

Поэтому, как пояснил ВС РФ, в законе существует лишь одно ограничение, при котором законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с ТСЖ, ЖСК, жилищными накопительными кооперативами, садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан. А именно тогда, когда эти самые отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения же по поводу предоставления данными организациями платных услуг и работ закон о защите прав потребителей распространяется в полной мере.

Итак, что же мы в результате данных разъяснений имеем?

Во-первых, то, что жильцы фактически получают новый статус – статус потребителя, который, как известно, всегда прав.

Во-вторых, защитить свои права в этом статусе становится гораздо проще, нежели в положении обычного жильца – собственника квартиры. Одно дело, когда в суде встречаются два равноправных субъекта гражданских правоотношений, и совсем другое, когда на стороне потерпевшего выступает потребитель. Ни для кого же не секрет, что потребитель трактуется всегда, как наименее защищенная сторона договора, соответственно, и правовых гарантий государство предоставляет ему гораздо больше.

В-третьих, в свете данных разъяснений ответственность коммунальщиков существенным образом ужесточается, и платить они за свои ошибки и бездействие будут вынуждены в разы больше и чаще. Что немаловажно, теперь в пользу самих жильцов.

Наконец, судебная защита жилищных прав граждан становится куда ближе и доступнее. Представляется, что “таскать и пинать” коммунальщиков по судам в ближайшее время не будет только ленивый.

Напомним, согласно налоговому законодательству, истцы по искам о защите прав потребителя освобождены от уплаты госпошлины.

Теперь об ответственности коммунальщиков и о том, что с них можно потребовать.

По общему правилу при управлении многоквартирным домом УК несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме. Данная ответственность прописывается (должна прописываться) в договоре управления и представляет собой договорную неустойку.

Помимо этого, неустойка взыскивается в соответствии с законом о защите прав потребителей. Так, за нарушение сроков выполнения работы и оказания услуги исполнитель несет ответственность в виде неустойки в размере 3% цены выполнения работы за каждый день просрочки. Такой же размер неустойки предусмотрен и за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований потребителя, связанных с некачественно выполненной работой или услугой (об уменьшении цены за выполненную работу, о возврате уплаченных за работу денежных средств).

Далее. С коммунальщиков взыскивается компенсация за убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения сроков удовлетворения требований потребителя, связанных с недостатками работы, услуги или сроков исполнения обязательства. К ним относятся расходы, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб). Убытки подлежат возмещению сверх неустойки, установленной законом или договором.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают коммунальную организацию от исполнения возложенных на нее обязательств в натуре перед потребителем. При этом по делам о защите прав потребителей применение нормы ГК РФ, предусматривающей возможность уменьшения неустойки, допускается лишь в исключительных случаях с обоснованием причин и приведением соответствующих доказательств.

И это далеко не все. По закону требования потребителя об уплате неустойки, предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению в добровольном порядке. Если же коммунальная организация откажется в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя, установленные законом, то при удовлетворении этих требований судом, с нее в пользу потребителя взыскивается штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя.

Простой пример. Заботливые коммунальщики очищают крышу дома от наледи и снега. Что характерно, очищают ее прямо на головы проходящих внизу зевак и стоящие там же автомобили. Так получается, что часть снега и ледяных глыб попадает ненароком (не дай бог) на ваш автомобиль. Вы идете жаловаться в УК, а та всеми правдами и неправдами начинает посылать вас по инстанциям и еще бог знает куда.

В итоге дело доходит до суда. Эксперты считают причиненный автомобилю урон и получившаяся компенсация в размере, допустим, 230 тысяч рублей взыскивается в вашу пользу. При этом опять же в вашу пользу будет взыскан и 50-процентный штраф от суммы компенсации за игнорирование коммунальщиками досудебного порядка разрешения конфликта. Итого, на руки вы получите уже 345 тысяч рублей. Разумеется, это без учета морального вреда, взыскать который по закону о защите прав потребителей также вполне реально. Компенсация морального вреда, кстати, осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Источник: Сергей Виряскин редактор ИА "Клерк.Ру"


comments powered by HyperComments